6.2. Траверс пика Панорамного с подъёмом по СЗ гребню (5027, 2Б). Пик Панорамный (5027) расположен в северо-западном отроге вершины Ледяной Мыс (5349). Координаты наивысшей точки пика Панорамного: 39° 28.597'С 73° 3.297'В.

В 2012 г. [1] через купол пика Панорамный был проложен путь из верховья долины Туюксу в долину ледника Восточный Карасу. Этот путь соединяет юго-западный гребень вершины и её восточный склон и определяет перевал Панорамный (5027, 2А).

В нашу задачу входило проложить путь из долины правого притока Туюксу, ранее не посещавшейся спортивными туристскими группами, опять же через пик Панорамный на ледник Восточный Карасу. Для этого требовалось соединить в траверсе северо-западный гребень пика Панорамный с его восточным склоном. Эта задача было выполнена, сложность такого перевала оценена, как 2Б. Точка выхода по северо-западному гребню на вершинный гребень пика Панорамного имеет высоту 5022 и координаты: 39° 28.588'С 73° 3.214'В.

Различие описанных вариантов отражено на следующей схеме.

Рис. 2.1. Два маршрута через пик Панорамный (5027).

Ф.2.1. Утром 11.08 мы перебродили Туюксу и начали подъём по ущелью её правого притока.

Шли по дну, периодически перепрыгивая через ручей с одного берега на другой. Перед поворотом ущелья на право (на юго-восток) мы поднялись на левый борт долины и, срезав угол, снова спустились к ручью ниже языка ледника, здесь долина расширялась.

Ф.2.2. Долина правого притока Туюксу ниже языка ледника.

Ф.2.3. Исток правого притока Туюксу из ледника.

Ф.2.4. Мы пересекли долину ниже языка ледника и вошли в карман правой морены.

Ф.2.5. В конце второго перехода по карману правой морены, карман прерывается. Мы пересекли осыпной склон и перед удобным выходом на ледник встали на обед.

Ф.2.6 - 2.7. После обеда вышли на ровный ледник.

Ф.2.8. Впереди показался пик Панорамный (5027) и удобный кулуар для подъёма на его северо-западный гребень.

Ф.2.9. Подъём по осыпному кулуару выводит на удобные для лагеря осыпные площадки (4579), которые почти не уступают по высоте заснеженной кромке хребта (4648).

Ф.2.10. Вот эти площадки (4579).

Ф.2.11. Дежурный.

Ф.2.12. Вид назад, на ледник, по которому мы поднимались.

Ф.2.13. Красивый закат.

Ф.2.14. 12.08 за полчаса мы поднялись от осыпных площадок на северо-западный гребень пика Панорамного (5027). На гребне сложили тур и одели кошки.

Ф.2.15. Вид с северо-западного гребня пика Панорамного на Заалайский хребет, подписаны пики: 6218 - Латвии, 6780 - Октябрьский, 6640 - Единства, 5945 - 19-го партсъезда, 7134 - Ленина.

Ф.2.16 - 2.17. По широкому северо-западному гребню пика Панорамный (5027) в связках одновременно подошли к взлёту на вершину.

Ф.2.18. Выше бергшрунда провесили пять веревок перил по 45-градусному ледовому склону.

Ф.2.19 - 2.20. Подъём по ледовому склону на пик Панорамный (5027).

Ф.2.21. Вид от точки крепления самой верхней веревки на пройденный от лагеря 4579 путь.

Ф.2.22. Выход на вершинный гребень осуществляется в 130 метрах западнее вершины в точке с координатами 39° 28.588'С 73° 3.214'В. Вид от этой точки на юг. От наивысшей точки пика Панорамного (5027, она на фото слева) отходит южный гребень, который переходит в хребет, соединяющий пик Пик Панорамный и вершину Ледяной Мыс (5343). Тур находится на скально-осыпных выходах южного гребня.

Ф.2.23. Вид от тура на южный гребень.

Ф.2.24. Вид с пика Панорамного на пик Обручева (5459).

Ф.2.25. Группа около тура.

Ф.2.26. На восточном склоне горы чуть ниже южного гребня имеется заснеженный желоб, который плавно спускается к северу и обрывается 45 градусной ледовой стеной на северо-восточный склон вершины. Около тура имеется легкий спуск в этот желоб. Фото 2012 г., см. [1].

Ф.2.27. От края желоба до осыпи 2 веревки перил по 45-градусному ледовому склону, в верхней части которого имеется 5-метровый вертикальный сброс. Фото 2015 г., см. [2].

Ф.2.28. Спуск по перилам из желоба к осыпи.

Ф.2.29. Дальнейший спуск по осыпи выводит на пологий ледник Восточный Карасу. На поверхности ледника заметны следы камнепадов.

Ф.2.30. Миновав камнеопасный участок, мы подошли к ручью с левого борта ледника и на высоте 4643 встали на ночлег.

Ф.2.31.Утром 13.08. Сборы.

Ф.2.32.От лагеря 4643 до поворота ледника налево (на северо-восток) шли вдоль его левого борта.

Ф.2.33. Перед поворотом вошли в карман, так как на самом леднике начался ледопад. После поворота этот карман выводит в карман морены, что хорошо видно на следующем снимке.

Ф.2.34. Вид назад от точки уже за поворотом ледника на северо-восток. Виден обрыв кармана - самое сложное место на пути спуска по осыпям левого борта долины.

Ф.2.35. Панорама ледника Восточный Карасу и его левого борта.

У ледника Восточный Карасу имеется левый приток, перед которым путь по карману основного ледника преграждается высоким моренным валом этого притока. Моренный вал следует обходить справа, траверсом, не набирая высоты.

Ошибочная попытка подняться на этот моренный вал (чтобы пересечь его) неизбежно приведет к спуску по исключительно камнеопасному склону с мертвым льдом.

Ф.2.36. Миновав левый приток, мы спустились к основному леднику, чтобы пересечь его к правому борту.

Ф.2.37. В углублении между правой мореной ледника Восточный Карасу и левой мореной ледника Обручева имеется отличное место для бивака. Здесь, на высоте 4044 м мы остановились на обед.