.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
... ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 3-й к.с. ПО КИЧИК-АЛАЮ, СОВЕРШЕННОМ с 21.07 по 04.08.2025 МАРШРУТ: г. Ош – Алайская долина - р. Кюнгей-Отек - пер. Сухой (3245, н.к.) - пер. Большой Арык (3305, н.к.) - р. Кызыл-Ункюр - пер. Тюзашу (4280, 1А) + рад. в. 4480 - р. Тюзашу - пер. Зап. Карасель (4595, 1Б) - р. Карасель - пер. Кичикбель (4195,1А) - р. Вост. Кичик-Алай - р. Кумтор - пер. Дамджайлоо Траверсный (4730, 1Б) - озера Дамджайлоо - пер. Кёкджар (4165, н.к.) - р. Кёкджар - пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер. Скобелева Связной (4705, 2А) - пер. Дмитрия Собянина (4590, 2А) - р. Вост. Кичик-Алай - переезд к пер. Кичик-Алай - пер. Акарт (4520, 1Б) - р. Акарт - р. Чиле - пос. Янги-Наукат - г. Ош. Маршрутная книжка: 1/3-303 Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович. Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Kml-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ. 1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом. .
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Календарный график движения. Примечание: В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "Lз " прописан пройденный (согласно карте) путь в зачет. В столбце "L" прописан фактически пройденный путь. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости). .
В зачет: 135.73 * 1.2 = 163 км. 1.6. Замечание о сходе участников с маршрута. Участник Макалкин В.А. должным образом не подготовился к походу и на 7-й день сошел с маршрута в долине р. Вост. Кичик-Алай. Там он сел в углевозную машину, которая ехала с угольного рудника в г. Ош. В результате он прошел 44.33 * 1.2 = 53 км с набором классифицированных перевалов: 1А, 1Б, 1А. Руководитель команды Лебедев А.А. по прописанному в маршрутной книжке плану сошел с маршрута утром на 13-й день похода после завершения руководства всеми перевалами 2А к.т. В результате он прошел 86.12 * 1.2 = 103 км с набором перевалов: 1А, 1Б, 1А, 1Б, 2А, 2А, 2А. При выпуске на маршрут МКК утвердила, что руководить командой в финале похода с прохождением пер. Акарт (4520, 1Б) будет Макалкин В.А. с опытом 2у и 1р, о чем имеется соответствующая запись в маршрутной книжке. Ввиду того, что Макалкин В.А. с маршрута сошел, руководителем в финале был назначен Еремин Н.А. с тем же опытом 2у и 1р, о чем было доложено по Телеграмму члену МКК Кодышу В.Э. Наличие в группе Жданова И.Н. с опытом участия в многочисленных “шестёрках” создавало дополнительный запас прочности. 1.7. Список пройденных локальных препятствий. .
1.8. Особенности снежно-ледовой обстановки на юге Киргизии летом 2025 г. Лето 2025 года на юге Киргизии было абсолютно аномальным. Оно было очень жарким и засушливым. Снега на высотах ниже 4600 практически не было, все горы были закованы льдом. Камнеопасность была чудовищной. Бесчисленные камни, которые годами лежали под снегом или были скованы снегом, неожиданно освободились и скатывались по голому льду, разгоняясь до неимоверных скоростей. Из-за камнеопасности мы отказались от прохождения перевала Спартак (4655, 2А). Ниже приводятся фотографии пер. Спартак в обычный сезон и в июле 2025 года. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.1. Западный склон пер. Спартак (4655, 2А) в обычный сезон (июль 2021 г. [1]). . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.2. Западный склон пер. Спартак (4655, 2А) в июле 2025 г. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. Усложнение перевалов аномальным летом 2025 г. Отсутствие снега на высотах менее 4600 м привело не только к повышению камнеопасности, но и к изменению сложности перевалов. Там, где в обычный сезон удавалось относительно безопасно пройти по ступеням в снегу, теперь приходилось идти с ледобурной страховкой или даже вешать перила. Количество снежных мостов через трещины значительно уменьшилось, а те мосты, которые остались, потеряли надежность. В результате, при спуске с пер. Скобелева Связной мы провесили 4 веревки перил. А в 2021 г., когда команда Лебедева А.А. осуществила первопрохождение этого перевала [1], перил вообще не вешали и оценили перевал, как 1Б. В июле 2025 года перевал Скобелева Связной оказался сложнее перевала Дмитрия Собянина (4590, 2А), он был и протяженнее и разнообразнее, так как требовал не только техники спуска по ледовым склонам, но и опыта преодоления ненадёжных снежных мостов через широкие разломы в леднике. В момент нашего прохождения перевал Скобелева Связной был полноценной "Двойкой А". Из-за повышения сложности с 1Б до 2А мы отказались от первовосхождения на вершину 4645, см. фото 3, и в радиальном выходе от озера 4200 в долине Тюзашу ограничились лишь осмотром самого верхнего озера 4400. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.3. Выход на гребень в. 4645 был чисто ледовым и соответствовал 2А к.т. Группа не имела права совершать первопрохождения таких участков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. Наконец, повысилась сложность перевала Зап. Карасель (4595,1Б), на спуске по его восточному склону нам пришлось провесить по льду веревку перил, тогда как в обычные годы перевал проходится пешком в связках одновременно. 1.10. Безопасность. Группа имела спутниковый телефон и осуществляла сеансы связи с московским куратором не реже одного раза за пару дней. Московский куратор систематически прогнозировал погоду и передавал эти прогнозы в группу. Наша команда была поставлена на учет в МЧС Киргизии. У каждого участника имелась страховка с возможностью вертолетной эвакуации и с поисково-спасательными работами. В группе имелось два GPS-приемника с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута. 1.11. Элементы новизны в маршруте. Отметим два новых элемента. К первому можно отнести радиальное восхождение с перевала Тюзашу на вершину 4480, на которой мы обнаружили пустой тур. Тем не менее, о восхождениях на эту вершину в туристских отчетах информации не найдено. Вторым элементом был радиальный выход с озера 4200 в долине р. Тюзашу к самому верхнему озеру 4400. Насколько нам известно, на берегу этого озера туристов еще не было. В итоге нами были осмотрены и сфотографированы в окрестностях этого озера три новых потенциальных перевала. 1.12. Соответствие заявленного и пройденного маршрута. Первоначально планировалась следующая нитка основного маршрута: г. Ош - Алайская долина - р. Кюнгей-Отек - пер. Сухой (3245, н.к.) - пер. Большой Арык (3305, н.к.) - р. Кызыл-Ункюр - пер. Тюзашу (4280, 1А) - р. Тюзашу - рад. в. 4645 (1Б, п.в.) - пер. Зап. Карасель (4595, 1Б) - лед. Карасель - пер. Спартак (4655, 2А) - р. Дамджайлоо - пер. Кёкджар (4185, н.к.) - р. Кёкджар - пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер. Скобелева Связной (4700, 1Б) - пер. Дмитрия Собянина (4590, 2А) - р. Вост. Кичик-Алай - пер. Кичикбель + траверс (1А) вост. склона в. 4325 - пер. Акарт (4520, 1Б) - р. Акарт - р. Чиле - г. Янгинаукат. При этом вместо заброски планировалась «завозка», а именно, после спуска с перевала Дмитрия Собянина к дороге вдоль р. Вост. Кичик-Алай нам должны были привезти продукты питания и топлива для прохождения финальной части похода, и на этой же машине планировалось, что Лебедев А.А. уедет в Ош, см. пункт 1.6. При этом на старте группа брала с собой ресурс на 12 дней, что должно было хватить до места «завозки» с запасом в 3 дня. Однако два фактора помешали осуществиться этому плану в полной мере. Первый фактор — высокая камнеопасность в аномально жаркое и засушливое лето 2025 г., из-за которой мы были вынуждены отказаться от прохождения пер. Спартак, см. пункт 1.8. Второй фактор — слабая подготовка к походу участника Макалкина В.А. У него не включался должным образом механизм долговременной высотной адаптации. Замечено, что такое бывает, если участник перед походом по каким-либо причинам испытывал длительный стресс [2]. По словам Макалкина В.А., продолжительный стресс у него действительно был. Опыт участия в горной "двойке" в районе Высокого Алая с перевалами до 4600 м в данной ситуации ему не помог. События развивались следующим образом. Утром на второй день похода у Макалкина В.А. ЧСС в покое значительно превышало 105 ударов в минуту, и мы решили никуда не идти и сделать днёвку, высота там 3305 м. Так мы потеряли первый запасной день. Далее мы шли по плану, но отказались от первовосхождения на в. 4645, так как маршрут на неё при изобилии льда усложнился до 2А к.т., см. пункт 1.9. Увидев, что творится на пер. Спартак, см. пункт 1.8, мы решили потерять еще один запасной день и обойти пер. Спартак (4655, 2А) через перевал Очевидный (4615, 1А), который был прописан в запасном варианте №1. Однако Макалкин В.А. с самого начала похода шел тяжело, чувствовал себя плохо и утром в день запланированного прохождения перевала Очевидный он сказал, что перевал этот не осилит и попросился в г. Ош. В результате группа пошла через низкий и относительно пологий перевал Кичикбель (4195, 1А) в долину р. Вост. Кичик-Алай на углевозную дорогу, чтобы посадить Макалкина В.А. на углевоз и отправить в Ош. Перевал Кичикбель был заранее проработан, как элемент основной нитки маршрута. Но в итоге мы его прошли в другом контексте и в другую сторону. После отъезда Макалкина В.А. мы вошли в долину р. Кумтор и вышли на основную нитку маршрута через пер. Дамджайлоо Траверсный (4730, 1Б) в соответствии с запасным вариантом №1. Однако описанный выше обход перевала Очевидного (4615, 1А) через перевал Кичикбель (4195, 1А) потребовал от нас потратить последний - третий запасной день. К счастью, в дальнейшем никаких задержек не было, и мы спустились с перевала Дмитрия Собянина в долину р. Вост. Кичик-Алай вечером 12-го походного дня, как раз к окончанию нашего ресурса продуктов и топлива. Стоит отметить, что в аномально засушливое и жаркое лето 2025 года на углевозной дороге лежал слой мельчайшей пыли глубиной, местами, до 5 см. Когда мы спускались по этой дороге от подножия пер. Кичикбель к устью р. Кумтор, то очень жалели об отсутствии респираторов. Дышать этой пылью было реально вредно. Поэтому было решено возвращаться к началу подъема на пер. Акарт не пешком, а на машине, которая привезла нам продукты. Образовавшееся в результате эвакуации Макалкина В.А. кольцо, "криминальным кольцом" не является, так как «закольцованность» возникла на 13-й день похода после автономного линейного маршрута длительностью в 12 дней. Поэтому формальное наличие такого кольца не может быть основанием для сомнений в сложности и напряженности похода. 2. ФОТООТЧЕТ 1. Полное отсутствие снега ниже 4600 метров в аномально жаркое и сухое лето 2025 года привело к высокой камнеопасности перевалов и к их техническому усложнению. 2. Несмотря на это, команде удалось проложить нитку маршрута по безопасным перевалам и выполнить программу похода 3 к.с. 3. Поход оказался технически насыщенным и разнообразным: спуски по крутым ледовым склонам, подъем по крутым скалам, преодоление бергшрундов и многочисленных широких трещин в ледниках по ненадежным снежным мостам. 4. Маршрут позволил насладиться красотой района во всем его ландшафтном разнообразии - от высокогорных пустынь южных склонов Алайского хребта, до густых арчевых лесов северного Кичик-Алая. 1. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю. Июль, 2021. 2. А. Лебедев. Адаптация человека к условиям высокогорья. 3. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 1, часть 9 4. А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю. Июль, 2017. 5. А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю. Июль, 2012. 6. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю. Август, 2019. 7. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 7 |
.