На главную страницу сайта

.



ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 3-й к.с. ПО КИЧИК-АЛАЮ,

совершенном с 18.07 по 05.08.2021 г.

МАРШРУТ:

г. Ош - р. Абширсай – р. Малярансай – пер. 3380 (н.к., п.п.) - пер. 3145 (н.к., п.п.) - р. Гезарт – р.Акарт – пер. Акарт (4520, 1Б) – пер. Кичикбель (4235, 1А) – р.Карасель – пер. Зап. Карасель (4595, 1Б) – р. Тюзашу – пер. Тюзашу (4280, 1А) – р. Кызыл-Ункюр – пер. Большой Арык (3305, н.к.) - пер. Сухой (3245, н.к.) - зим. Кюнгей-Оток – пер. Кюнгей-Оток (3635, 1А) - пер. Джаман-Кырчин (3665, н.к.) - р.Дамджайлоо – с. Кашкасу – р. Кашкасу – р. Кёкджар – пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер. Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.) - пер Скобелева (4810, 2А) - р. Кашкасу - пер. Каракабак (3975, 1А) - р. Каракабак – трасса в Алайской долине – г. Ош.

Маршрутная книжка: 1/3-310

Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович

Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ.

Альбом фотографий можно посмотреть по этой ССЫЛКЕ.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ

.

1

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

.

1.1

Паспорт маршрута.

.

1.2

Состав группы.


1.3

Список пройденных перевалов.

.

1.4

Маршрут в Kmz-файле для просмотра программой Google Earth.

.

1.5

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

.

1.6

Календарный график движения.


1.7

Соответствие заявленного и пройденного маршрута.


1.8

Элементы новизны в маршруте.


1.9

Безопасность.

2

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


2.1

Заезд к маршруту.


2.2

Путь от р. Абширсай до р. Гезарт через перевалы 3380 (н.к.) и 3145 (н.к.).


2.3

Перевал Акарт (4520, 1Б).


2.4

Перевал Кичикбель (4190, 1А).


2.5

Перевал Западный Карасель (4595, 1Б).


2.6

Перевал Тюзашу (4280, 1А).


2.7

Перевалы Большой Арык (3305, н.к.) и Сухой (3245, н.к.).


2.8

Перевалы Кюнгей-Оток (3635, 1А) и Джаман-Кырчин (3665, н.к.).

3

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ


3.1

Перевал Скобелева Западный (4655, 2А).


3.2

Перевал Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.).


3.3

Перевал Скобелева (4810, 2А).


3.4

Перевал Каракабак (3975, 1А).

4

ПРОЕКТ ПОХОДА


4.1

Карта с маршрутом.


4.2

Календарный план прохождения маршрута.


4.3

Kml-файл с основной и запасными нитками маршрута.


4.4

Типовой мужской список личного снаряжения для похода 2 к.с.


4.5

Типовой мужской список личного снаряжения для похода 3 к.с.


4.6

Таблица контроля важнейших позиций личного снаряжения.


4.7

Программа питания в походе.


4.8

Сводная таблица закупок продуктов питания.


4.9

Таблица поручений по закупке продуктов питания и распределение их по рюкзакам.


4.10

Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.


4.11

Таблицы контроля веса рюкзаков.


4.12

Список аптечек.

5

ССЫЛКИ

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

.

Район путешествия

Кичик-Алай

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

Центральная секция туризма МАИ

Категория сложности

Третья

Общее количество участников

16

Количество участников маршрута 2 к.с.

8

Количество участников маршрута 3 к.с.

8

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка

1/3 - 310

Сроки активной части похода

18.07 - 05.08.2021

Продолжительность активной части похода

19 дней

Длина маршрута

175 км

Суммарный набор высоты

9110 м

Максимальная высота

4810 м

Средняя высота ночевок

3578 м

Ночевки выше 4000 м.

4000, 4200, 4575, 4450, 4005 м.

1.2. Состав группы.

.

N

ФИО

Дата рожд.

Место работы (учебы)

Категория сложности пройденного маршрута

1

Лебедев Андрей Александрович

27.07.1956

МАИ, доцент

3

2

Аксенов Алексей Дмитриевич

03.05.2000

МАИ, студент 6О-301С

3

3

Боронина Вероника Владиславовна

30.03.2001

МАИ, студент 30-203С

3

4

Вьяль Анастасия Павловна

07.05.1990

ГБУЗ НПЦ им Соловьева, врач

3

5

Вьяль Дмитрий Вадимович

17.09.1985

ООО Вентра, инженер

3

6

Лебедев Александр Андреевич

15.11.1984

ООО М5, специалист

3

7

Науменко Константин Михайлович

02.10.1997

НПО МИС, вед. специалист

3

8

Покровский Василий Олегович

26.07.2001

МАИ, студент 3О-221Б

3

9

Власова Мария Владимировна

25.07.2001

МАИ, студент 9О-204Б

2

10

Жоров Егор Иванович

15.07.2000

МАИ, студент 1О-303С

2

11

Лебедева Виктория Витальевна

11.04.1962

МАИ, инженер

2

12

Мохначева Арина Александровна

14.08.2003

МАИ, студент 8О-112Б

2

13

Офицерова Татьяна Игоревна

29.03.2001

МАИ, студент 8О-209Б

2

14

Прохницкий Владимир Андреевич

17.07.1989

Школа 1400, учитель

2

15

Рудзянский Артемий Дмитриевич

15.05.1999

МАИ, студент 4О-212Б-19

2

16

Симонова Анастасия Олеговна

22.02.2000

МАИ, студент 3О-310Б

2

Примечание. Участники 9-16 ( Власова, Жоров, Лебедева, Мохначева, Офицерова, Прохницкий, Рудзянский, Симонова) в соответствии с заявленным планом завершили маршрут в пос. Кашкасу, совершив, тем самым, горный поход 2-й к.с.

1.3. Список пройденных перевалов.

.

N

Название

Высота

к.с.

Примечание

1

3380

3380

н.к.

1-е прохождение туристской спорт. группой

2

3145

3145

н.к.

1-е прохождение туристской спорт. группой

3

Акарт

4520


4

Кичикбель

4235

1-й подъем на перевал траверсом восточного склона столовой горы

5

Западный Карасель

4595


6

Тюзашу

4280


7

Большой Арык

3305

н.к.


8

Сухой

3245

н.к.

2-е прохождение туристской спорт. группой

9

Кюнгей-Оток

3635

2-е прохождение туристской спорт. группой

10

Джаман-Кырчин

3665

н.к.

2-е прохождение туристской спорт. группой

11

Скобелева Зап.

4655


12

Скобелева Связной

4700

1-е прохождение

13

Скобелева

4810


14

Каракабак

3975


Примечание. Высота перевалов в таблице указана по данным измерения GPS-приемником.

.

1.4. Kml-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.


1.5. Карта с нанесенным на неё маршрутом.


1.6. Календарный график движения.

В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "Lz " прописан пройденный путь (по карте) в зачет. В столбце "L" прописан фактически пройденный путь (по карте). В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

H [m]

Lz

L

L эфф.

17.07


Вечером в 23.20 вылет из аэропорта Домодедово в город Ош.

-


-

-

-

-

18.07

1

Посадка в Ошском аэропорту в 6.35. Заезд в долину Абширсая к устью Малярансая + переход к месту ночевки

1950-1980

1980

30

0.8

0.8

1.1

19.07

2

п.т. - верховья р. Малярансай

1980-2890

2890

910

9.49

9.49

18.59

20.07

3

п.т. - пер. 3380 (н.к.) - сев. отрог в. 3943 + рад. выход до высоты 3590

2890-3380-3590-3390

3380

700

3.67

4.57

11.57

21.07

4

п.т. - пер. 3145 (н.к., п.п.) - р.Акарт

3390-3095-3145-2355-2930

2930

625

12.79

12.79

19.04

22.07

5

п.т. - верховья р. Акарт.

2930-3765

3765

835

9.67

9.67

18.02

23.07

6

п.т. - озеро 3960 + рад. с заброской на лед. Акарт

3765-4155-4145-4155-3960

3960

390

4.33

5.74

9.64

24.07

7

п.т. - пер. Акарт (4520, 1Б) - ручей с южнного склона

в. 4913

3960-4520-4080-4105-4000

4000

595

5.97

7.75

13.7

25.07

8

п.т. - пер. Кичикбель (4235, 1А) - карман пр. морены лед. Катта-Карасель.

4000-4235-3905-4200

4200

530

8.46

8.46

13.76

26.07

9

п.т. - пер. Зап. Карасель (4595, 1Б) - р. Тюзашу

4200-4595-3885

3885

395

9.92

9.92

13.87

27.07

10

п.т. - пер. Тюзашу (4280, 1А) - пр. приток р. Кызыл-Ункюр

3885-3705-4280-3865

3865

575

6.58

7.51

13.26

28.07

11

п.т. - р. Кызыл-Ункюр - пер. Большой Арык (3305, н.к.) - пер. Сухой (3245, н.к.) - зим. Кюнгей-Оток

3865-3305-3200-3250-3240-3270-3240-3260-3240-3245-3020

3020

110

13

13

14.1

29.07

12

п.т. - пер. Кюнгей-Оток (3635, 1А) - пер. Джаман-Кырчин (3665, н.к.) - р. Дамджайлоо

3020-3635-3505-3665-3105

3105

775

12.6

12.6

20.35

30.07

13

п.т. - с. Кашкасу - переезд к ущелью р. Кашкасу - р. Кёкджар

3105-2805-2945-3540

3540

595

12.97

12.97

18.92


31.07

14

п.т. - поворот на север к истокам р. Кёкджар, полудневка.

3540-3865

3865

325

2.69

2.69

5.94

01.08

15

п.т. - лед. Южного склона пер. Скобелева Зап.

3865-4575

4575

710

5

5

12.1

02.08

16

п.т. - пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер. Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.) - вост. ветвь лед. Кумтор.

4575-4655-4530-4700-4450

4450

250

2.39

2.39

4.89

03.08

17

п.т. - пер Скобелева (4810, 2А) - р. Кашкасу.

4450-4810-4005

4005

360

6.18

6.18

9.78

04.08

18

п.т. - пер. Каракабак (3975, 1А) - р. Каракабак

4005-3575-3975-2975

2975

400

14.8

14.8

18.8

05.08

19

п.т. - шоссе Алайской долины - переезд в Ош.

2975-2850

-

0

4.63

4.63

4.63

06.08

-

Отдых в Оше

-

-

0

0

0

0

07.08

-

Отдых в Оше

-

-

0

0

0

0

08.08


Утром в 7.45 вылет из Ошского аэропорта, в 9.20 посадка в аэропорту Домодедово.

-

-

0

0

0

0



ВСЕГО

3578

64405

9110

145.94

150.96

242.06

Длина маршрута: 145.94 км * 1.2 = 175 км.

Примечание. Участники 9-16 (Власова, Жоров, Лебедева, Мохначева, Офицерова, Прохницкий, Рудзянский, Симонова) в соответствии с заявленным планом завершили маршрут в пос. Кашкасу. Их календарный график отъезда представлен в следующей таблице.

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

H [m]

Lz

L

L эфф.



Всего за 12 дней



6470

97.28

102.3

167

30.07

13

р. Дамджайлоо - с. Кашкасу - отъезд в Ош

3105-2805

-

0

5.34

5.34

5.34

31.07


Отдых в Оше

-

-

0

0

0

0

01.08


Утром в 7.45 вылет из Ошского аэропорта, в 9.20 посадка в аэропорту Домодедово.

-

-

0

0

0

0



ВСЕГО

3415

40980

6470

102.62

107.64

172.34

Длина маршрута: 102.62 км * 1.2 = 123 км.

1.7. Соответствие заявленного и пройденного маршрута.

В походе были допущены следующие отклонения от основного варианта маршрута.

1. Вместо первопрохождения траверса вершины 4640 (предположительно 1Б) группа воспользовалась заявленным запасным вариантом N1 и перевалила через Алайский хребет перевалом Тюзашу (4280, 1А).

2. Вместо прохождения перевала Неприметного (4450, 1А) группа траверсировала южные отроги Алайского хребта, преодолев более низкие перевалы: Большой Арык (3305, н.к), Сухой (3245, н.к.), Кюнгей-Оток (3635,1А) и Джаман-Кырчин (3665, н.к.). Этот очень красивый путь по высокогорной пустыне добавил к походу ландшафтного разнообразия, к тому же он был легче высокого и нудного осыпного перевала Неприметный (4450, 1А).


Выветренные скалы на пути от пер. Большой Арык к пер. Сухой.

Дополнительным мотивом было желание описать упомянутые выше и включенные в Перечень четыре перевала, которые были пройдены командой Лебедева А.А. в 2014 году в незавершенном походе, отчет по которому так и не был написан.

Реализованный обход перевала Неприметного был согласован с МКК по спутниковому телефону.

3. Вместо перевала Скобелева-Рототаева (4892, 2А) группа, воспользовалась заявленным запасным вариантом N3 и прошла пер. Скобелева (4810, 2А). Мы были вынуждены так поступить из-за быстро надвигающейся грозы. Перевал Скобелева-Рототаева включает траверс вершины 4892 и в грозу очень опасен.

Гроза застала нас на леднике после спуска с пер. Скобелева на восток. Это была страшная гроза, трещали все металлические предметы и даже винтики в очках. Более того, некоторых участников обжигал ток, исходящий от стальных пряжек страховочной системы. Спасаясь от поражения током, одна связка распласталась на льду, другие связки успели спуститься в левый карман ледника. О прохождении пер. Киндык Зап. (2А), который следовал за перевалом Скобелева в запасном варианте N3, вопрос не стоял - за первой грозой пришла вторая. Кроме того, выход через этот перевал на север в долину Восточного Кичик-Алая осложнялся возможными селями и, как следствие, опозданием на самолёт - мы помнили разрушительные сели в долине Восточного Кичик-Алая, которые в 2017 г. заблокировали проезд автомобилей на три дня [1]. Эти страхи, отчасти подтвердились - когда мы вернулись в Ош, то в городе до позднего вечера не было воды, так как сели испортили систему водоснабжения.


Сель в долине Восточного Кичик-Алая. Фото из отчета [1].

В итоге, после перевала Скобелева мы пошли вниз по долине р. Кашкасу, чтобы завершить поход на надёжной автотрассе в Алайской долине.

4. Чтобы не попасть на путь нашего подъёма по долине р. Кашкасу и избежать, тем самым, закольцовывания маршрута, мы позвонили в МКК по спутниковому телефону и попросили разрешить нам завершить маршрут через пер. Каракабак (3975,1А). Преодолев этот перевал, мы спустились по долине р. Каракабак на автотрассу в Алайской долине, сели в микроавтобус и уехали в Ош.

1.8. Элементы новизны в маршруте.

1. Мы были первой спортивной туристской группой, которая прошла путь из ущелья Абширсая в долину реки Гезарт через верховья Малярансая и перевалы 3380 (н.к.) и 3145 (н.к.). Из фотографий в Google Earth следует, что до нас там побывал Игорь Гончаров. Естественно, что тропы через эти перевалы хорошо известны пастухам и охотникам.

2. Мы открыли самый быстрый путь от перевала Акарт до ледника Катта-Карасель, поднявшись на пер. Кичикбель по полке восточного склона столовой горы, которая стоит к северу от пер. Кичикбель.

3. В походе совершено второе прохождение траверса южных отрогов Алайского хребта от пер. Большой Арык до реки Дамджайлоо. Этот траверс включает прохождение перевалов Сухой (3245, н.к.), Кюнгей-Оток (3635,1А), Джаман-Кырчин (3665, н.к.) и был пройден в незавершенном походе группы Лебедева А.А. в 2014 г. В настоящем отчете даётся первое описание этого пути.

4. Настоящей изюминкой похода является первопрохождение перевала Скобелева Связной (4700, 1Б). Этот перевал соединяет верховья ледника 307 к северу от пер. Скобелева Западный с центральной частью ледника 308 к западу от пер. Рототаева и позволяет обойти ледопад ледника 307, который по распространенному мнению достоин 2Б к.с. (номера из Каталога ледников СССР [2]).


Юго-западный склон пер. Скобелева Связной (4700, 1Б).

5. Мы были первой спортивной туристской группой, которая прошла долину р. Каракабак от подножия одноименного перевала до автотрассы в Алайской долине.

1.9. Безопасность. Группа была поставлена на учет МЧС Киргизии, все были застрахованы и привиты от коронавируса, в комплекте снаряжения имелся спутниковый телефон и GPS-приемник с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута. Для снижения рисков были использованы обходы некоторых локальных препятствий.

2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

4. ПРОЕКТ ПОХОДА.

5. ССЫЛКИ.

1. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю (2017)

2. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 1, часть 9

3. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю (2012)

4. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю (2019)

5. П.В. Рыкалов. Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю (2000)

6. А.А. Лебедев. К озёрам Кичик-Алая (2002)

7. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 7

8. О.Г. Иваненков. Отчет о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю (2002)

9. А.В. Ерёмин. Материалы о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю (2007)

10. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 с эл. 6 к.с. по Кичик-Алаю и Западному Заалаю (1998)

.

На главную страницу сайта