ПРОЕКТ «12123» ПЯТИ ГОРНЫХ ПОХОДОВ В МАЕ И ЛЕТОМ 2018 ГОДА

Андрей Лебедев.

1. Проект «12123» включает в себя пять горных походов: поход 1-й категории сложности на майские праздники на Западном Кавказе, поход 1-2-й категории сложности в мае в Турции, поход 1 к.с. в июле в Хибинах, поход 2 к.с. июле по Алаю (Киргизия) и поход 3-й категории сложности в августе на Памире (Киргизия или Таджикистан).

1. Примеры походов 1-2 к.с., проведенных в последние годы.

Поскольку в списке участников этого проекта много новичков, которые, возможно, не понимают, что их ожидает, начнем с примеров. Ниже приводится список обильно иллюстрированных фотографиями отчетов о недавних прошлых походах 1-2 к.с.

1.1. Ноябрь 2017. Короткий поход по Абхазии с элементами 1 к.с.

1.2. Август 2017. Поход 1 к.с. по Западному Кавказу в районе Архыза.

1.3. Июль 2017. Поход 2 к.с. в Кичик-Алае (Киргизия).

1.4. Май 2017. Поход 1 к.с. по Западному Кавказу в районе плато Лагонаки.

1.5. Ноябрь 2016. Короткий поход в Абхазии с элементами 1 к.с.

1.6. Июль 2016. Поход по Алаю (Киргизия) 2 к.с.

1.7. Май 2016. Поход по Западному Кавказу 1 к.с.

1.8. Июль 2015. Поход по Алаю (Киргизия) 2 к.с.

1.9. Май 2015. Поход Аладагларе (Турция) 1 к.с.

1.10. Май 2014. Поход по Западному Кавказу 1 к.с.

1.11. Июль 2013. Поход по Алаю (Киргизия) 2 к.с.

1.12. Май 2008. Поход по Западному Кавказу с элементами 1 к.с.

Походы в мае и в июле сильно отличаются. Посмотрите отчеты и попробуйте сформулировать эти различия.

2. Тренировки и занятия.

3. Личное снаряжение.

Большой проблемой в подготовке новичка является создание комплекта его личного снаряжения. Проблема, прежде всего, денежная. Кроме того, новички не понимают, к чему надо стремиться, то есть, что является хорошим снаряжением.

Отметим, что майские походы проходят при повышенном количестве снега и в условиях более низких температур, поэтому списки снаряжения для майского похода в относительно низких горах и летнего похода в высоких горах очень похожи. Будет правильно, если уже сейчас при подготовке к майскому походу будут решены проблемы с личным снаряжением и для летного похода тоже.

К примеру, в майские походы 1 к.с. мы берем кошки, снегоступы и ледорубы. И бывает, что всё это интенсивно используется. Кстати, ботинки, кошки и ледорубы - дорогостоящая часть снаряжения, а изготовление самодельных снегоступов требует времени. Вот почему я начинаю вас грузить этими проблемами уже сейчас.

Хороших дешевых кошек в московских магазинах вы не найдете. Обратите внимание на дешевые китайские кошки, которые можно приобрести с доставкой по почте, но для этого надо время. В прошлом году нечколько человек купили такие кошки. Я посмотрел их, это хорошие кошки для походов 1-3 к.с.

3.1. Кошки AliExpress (дешовые китайские кошки).

3.2. Кошки Венто (приличные кошки от фирмы Венто).

3.3. Ботинки. После обвала рубля с ботинками просто беда. Вам нужны трекинговые ботинки с подошвой типа «вибрам». Вы можете их сами поискать в Интернете, а потом прислать мне ссылку «на одобрение». В прошлом году я нашел в магазинах компании Сплав такие ботинки за приемлемую цену. Почему я на них обратил внимание? Цена 4220 руб., это меньше нижнего уровня цен в большинстве магазинов ~ 11000. У нас есть карточка компании Сплав на скидку в 20 % . С этой скидкой ботинки стоят 3376 руб. У этой модели мало всяких вставочек, мало швов. Следовательно, они будут меньше рваться на спусках по мелким осыпям. Ботинки кожаные.

Я купил эти ботинки. В майском походе по Западному Кавказу они отработали идеально и выглядели после похода, как новенькие. К тому же, они оказались относительно теплыми и не промокаемыми. Поход в Кичик-Алае они выдержали, но сносились. И теперь им место на даче. Спуски по осыпям их доконали.

Можно ли взять берцы? Мой младший сын говорит, что они достаточно быстро порвутся на камнях. Летом 2016 г. Один новичок прошел в берцах горный поход 2 к.с. на Алае. Они у него действительно быстро порвались, и мы их зашили стальной проволокой. В таком виде он их проносил бОльшую половину похода. Поэтому, наверно, не следует покупать берцы. Их можно рассматривать, как вариант, если они уже у вас есть.

Еще есть ботинки из магазина спецодежда, например ботинки Титан или ботинки Союз. Совершенно не понятно, будут ли они хуже самых дешевых трекинговых ботинок. Заранее предсказать невозможно. Швов много, нитки будут перетираться на спусках по осыпям. Но если их вовремя ремонтировать, то всё будет Ок, хочется на это надеяться.

3.4. Снегоступы. По этой ссылке дана инструкция по изготовлению снегоступов, их можно начинать шить лишь после того, как куплены кошки и ботинки. Потому что для шитья снегоступов надо знать, как трубки снегоступов будут прилегать к зубьям кошек, и как зубья кошек будут протыкать ткань.

Как только все сошьют снегоступы, мы устроим снегоступный поход по Подмосковью. С учетом длительности почтовой доставки кошек и пошива снегоступов, времени у нас остаётся совсем мало. Не успеете оглянуться, как зима пройдет.

3.5. Список личного снаряжения Андрея Лебедева в походе 2 к.с. по Алаю летом 2016 г.

Естественно, новички так собраться не смогут. Поэтому там написано, что в качестве нормы, вес личного снаряжения в рюкзаке принимается равным 13600 г, это с запасом. Но даже и так новички собраться не смогут. На всё денег не хватит. Придется закрывать многие позиции тем, что есть дома в наличии, а это, чаще всего, далеко не оптимально в смысле веса.

3.6. Список магазинов и изделий, которые в них можно купить.