Публикации газеты "Пропеллер" на темы, связанные с туризмом

Орфография и пунктуация максимально приближены к оригиналу. Курсивом в квадратных скобках выделены примечания составителя

1931-1934 | 1935 | 1936 | 1937-1938 | 1939 | 1940 |1941-1944 | 1945-1948 | 1949-1959 | 1960-1970 | 1970- 1978 |

1941 г.

N1(519), 1 января. Бабаджанов. "Все на лыжи!"

О комплектовании и тренировках комсомольского лыжного батальона МАИ в 100 человек.

В этом же номере заметки Спектора, дипломника факультета N3, персонального стипендиата имени С.Орджоникидзе и В.Белякова, отличника учебы, студента IV курса факультета N4.

N3(521), 17 января. Штаб кросса. "На старте лыжного кросса"

"...Мужчины пойдут на 10 или 20 км., женщины - на 3,5 или 10 км. Переходы на 10 км. для мужчин и на 5 км. для женщин проводятся как обычными, так и военизированными (норма ГТО II): Факультет победитель получит переходящий вымпел института, а лучшая лыжная группа пойдет за счет профкома в трехдневный поход во время зимних каникул. В такой же поход пойдут лыжники и лучшей группы факультета, занявшего второе место:"

Плакат "Комсомолец, на лыжи!" [На плакате человек с рюкзаком, идущий по лесу на лыжах]

N4(522), 24 января. "Во время каникул"

":Хороший отдых и физическую закалку получат участники лыжных походов. Намечается тренировочный выезд членов горнолыжной секции в с.Парамоново, где они примут участие в соревнованиях по альпинистскому троеборью. До 100 человек смогут участвовать в трех агитационно-физкультурных лыжных походах в подшефный Солнечногорский район: Кроме того, группа студентов-охотников направится в поход на восемь дней:"

Командир похода Никифоров. "Поход охотников"

":Команда охотников в составе 8 чел. намечает остановиться в охотничьей базе ЦС ДСО "Крылья Советов" (ст.Березки Октябрьской ж.д.), откуда по разработанным на месте маршрутам предполагается совершить 6-7 походов с прохождением на лыжах по целине от 15 до 20 км. ежедневно:"

N6(524), 14 февраля. Передовая. "С чем мы приходим к XVIII всесоюзной конференции"

":Проведены два похода горнолыжников и охотников:" [Оба похода организованы и проведены кафедрой физкультуры]

И.Помыкаев. "Первый день лыжного комсомольского кросса"

":Лучшее время показали: Рамодина В.В. (М3-25), Дубровина Н. (М3-22), Зосимова Л. (М3-24), Каменева З.И. (С3-26): Лучшие результаты показала пятерка командира Крупенко (гр.Э3-15) : Крупенко Л.Ф., Дождалев В.А., Смоленчук П.И., Караченцев В.И., Селицкий П.С: Победителями первого дня вышли: Ульянов (М5-16), Девонисский (М5-15), Селицкий (Э3-15):Белорусов Ю.Н. (С3-27):" [Караченцев В.И.- студент гр. Э-3-14]

М.Резников, зам. секретаря комитета ВЛКСМ. "Пеший поход"

"9 февраля состоялся первый пеший переход комсомольцев МАИ. День выдался на славу. Мужчины отправились в переход на 25 км., женщины - на 15 км. Всего собралось около 200 чел:Недостатки нужно ликвидировать в других пеших переходах, которые будут организованы в следующие выходные дни:"

Л.Мильман. "Успехи сборной команды МАИ"

": В составе мужской команды 20 чел. - лучшие лыжники нашего института. Среди них Н.Попов, В.Сернов, Ю.Потапов, А.Кузнецов (УПМ) и др. Женская команда состоит из 8 человек. В нее входят З.Малькова, О.Евсеева, В.Филонова, М.Суханова и др: В период каникул они провели тренировочный поход МАИ - станция "Сходня" общей протяженностью более 60 км: 16 февраля состоится военизированный переход на лыжах Щелково - Мытищи:Мы надеемся, что наша сборная команда будет в передовых рядах этого похода, что обеспечит ей победу в первенстве:"

N8(526), 28 февраля. Участник десанта И.Костромин, студент факультета N5. "В тылу "противника""

Заметка о выброске с парашютом 9 лыжников-диверсантов и их последующем 60-километровом переходе по тылам условного "противника". В заметке упомянуты: мастер парашютного спорта Войцицкий, Евгений Меркель, Толя Макаров и Игорь Костромин - студенты ф. N5, студент ф. N1 Сева Авдуевский.

В.Халапсин. "Команда МАИ - победитель ночной лыжной гонки"

"Сотни лыжников столицы вечером 15 февраля ехали поездом к подмосковной станции Щелково. Здесь, невдалеке от станции, в 10 часов дан старт тридцатикилометровому ночному военизированному переходу. Через каждые пять минут команды из 11 человек различных спортивных обществ уходят в неизведанный путь. У каждого из участников сумка с противогазом и гранатами, за плечами вещевой мешок с грузом. В 1 час 20 мин. команда нашего института в составе Чепеленко (командир), Кузнецова, Потапова, Попова, Сернова, Даневича, Леонова, Мусатова, Миронова, Крючкова и Уварова покинула место старта. Ориентируясь по карте, нашей команде предстоит надлежит пройти четыре контрольных пункта и финишировать в Черкизове, у прожектора, лучи которого видны лишь с 15-20 километра дистанции. Двигаться по шоссе запрещено: Вблизи контрольного пункта N4 показалась целая группа лыжников, вышедших намного раньше команды МАИ. Это были три команды, которые никак не могли обогнать друг друга. Воспользовавшись короткой остановкой на контрольном пункте, наша команда обошла всех других участников этой гонки: Команда Московского авиационного института прошла 30 километров за 2 часа 20 минут и заняла первое место, оставив позади себя команды мастеров "Динамо", "Спартака" и др. спортивных обществ. Московский комитет по делам физкультуры и спорта всем 11 спортсменам МАИ присудил первый разряд СССР по лыжам:" [В.Халапсин был председателем профкома МАИ. В конце войны вместе с большой группой преподавателей и сотрудников института награжден орденом. Вскоре после этого отстранен от должности и привлечен к ответственности за финансовые злоупотребления]

N10(528), 14 марта. Совет Осоавиахима."В честь 8 Марта"

"В ночь с 8 на 9 марта по инициативе девушек нашего института комитетом комсомола и советом Осоавиахима был организован 25-километовый военизированный пеший переход. Организаторы похода - командир похода т.Малькова (О2-28), политрук тов.Рыгина (В2-32), тт. Запяльнова, (В1-36), Меликова (С1-15) и Эклунд (В1-36): Стартовав в 1 час ночи, все 21 участница блестяще закончили переход за 4,75 ходовых часа. Было пройдено около 30 километров, из которых первые два в противогазах: В походе участвовали: Запяльнова Е.(В1-36), Меликова М.(С1-15), Мужикова М.(С1-15), Меклик Н.(С1-15), Власова З.(С1-15), Волкова (М2-5), Эклунд (В1-36), Трофимова Е.(С3-26), Русанова (В1-33), Бирюкова (В1-37), Серегина (В1-37), Цейтлин (В1-33), Замкова (В1-33), Гришанчикова (В1-37), Рыгина (В2-32), Копанева (М2-2), Филимонова (В1-33), Буйволова (М2-2), Городова (В1-33), Косачевская (Э2-18), Малькова (О2-22)".

N18(536), 9 мая. Меликова М., комсорг группы С-1-15. "Как мы работаем".

":Три девушки нашей группы участвовали в ночном походе в честь дня 8 Марта. Ряд девушек участвовал в военизированных лыжных соревнованиях: Таня Максимова:Наташа Меклин:"

Фото "Редактор бюллетеня факультета N2 "Ястребок" т.Усачев" [Усачев и Белорусов учились в одной группе]

N20(538), 23 мая. Фото О.Евсеевой.

N24(541), 13 июня. "По живописным местам нашей родины"

":Профком утвердил семь туристских походов с охватом 100-110 чел. участников, в том числе: Альпинистский лагерь для новичков. В этом лагере будущие альпинисты будут обучаться технике альпинизма. Участники лагеря пройдут 15-дневную лагерную подготовку, а затем совершат 10-дневный поход с выходом к морю. Лагерь расположен в красивом ущелье Терскола у подножья Эльбруса. Лагерь рассчитан на 15 участников. Альпиниада МАИ. Военизированная альпиниада студентов-значкистов "Альпинист СССР 1-й ступени" (командир т.Заславский) будет проходить в районе Адыл-су в течение 36 дней: После лагерных, скальных и ледниковых обучений участники альпиниады завершат свой поход переходом через труднейший Шхельдинский и Ужбинский перевалы. Поход по Сванетии (командир Драчев). Маршрут этого похода проходит по Кабардино-Балкарской АССР, Грузинской ССР и Аджарской АССР. Маршрут проходит по живописному Чегемскому ущелью, до перевала Твибер: От перевала Твибер путь идет на Ушкуль и через перевал Латпари на Кутаиси. От Кутаиси поездом до Батуми и дальше пароходом в Сочи: Поход рассчитан на 30 дней. Поход Архыз - Теберда (командир Беляков В.). Маршрут этот проходит по территории Карачаевской автономной области: Этот поход рассчитан на 12 участников, продолжительность 30 дней. Алтайский пеший поход (командир Усачев И.). Это самый продолжительный поход - 42 дня. Маршрут этого похода составлен таким образом, чтобы дать возможно большую физическую закалку его участникам. Для этой цели выбрана средняя часть Алтайских гор, как достаточно трудная и наименее посещаемая туристами. Все время участники похода будут находиться в горах. В основном маршрут проходит по охотничьим тропинкам и частично на лодках по горным рекам. Поход имеет некоторое историко-научное значение, так как маршрут проходит по перевалу Иолдо, где когда-то проходила китайская караванная дорога: Поход по реке Белой (командир Белорусов). Прогулка на лодке заслуженно считается лучшим отдыхом. Вместе с тем во время прохождения трудных перекатов и порогов воспитывает в участниках смелость, находчивость, решительность: Сама река, бурная и порожистая, представляет большой интерес для наших спортсменов-туристов. Продолжительность этого похода - 36 дней, причем из них 27 дней участники проводят на реке. За это время они должны пройти 600 км. пути. Лодочный поход по реке Битюг (левый приток Дона) (командир похода Гудов). Продолжительность этого похода 31 день. Это один из лучших походов для туристов-охотников. Река Битюг протекает по Центрально-Черноземной области: По отзыву последней группы туристов, которая проезжала в 1940 году на р.Битюг, а главным образом на озера Черкацкое, Лебяжи и др., водится столько дичи, что охотники стесняются стрелять по диким уткам, признавая их за домашних".

N25(542), 20 июня. Усачев, командир похода. "Алтайский поход"

":Впереди между двух хребтов, сжавших бурный Ак-Кем, сверкая белоснежной головой на фоне золотого от заката неба, показалась Белуха. Такие картины замечательной алтайской природы увидят участники похода:Все ночевки проводятся в палатках, около бурных рек и ручьев: Сперва участники совершат путь до Белухи, где ознакомятся с самой красивой и высокой горой Алтая. Путь до Белухи идет вдоль реки Ак-Кем. От Белухи через перевал до Кочурлийского озера. После осмотра озера мы пойдем в Кананду и, пополнив запасы хлеба, отправимся к перевалу Иолда на Верхнюю Катунь. Это самый красивый и трудный участок похода, от Катуни дойдем до Усть-Язовой, откуда на лодках доплывем до Усть-Каменогорска:"

Ю. Б. "Приближаются летние каникулы: Спасательная служба канала Москва - Волга устраивает для осводовцев шлюпочный поход по маршруту Москва - Калинин. Старт походу будет дан 15 июля, рассчитан он на полмесяца: Записываться в члены Освода и шлюпочный поход можно у председателя Совета Освод К.Екимова (В5-10) и т.Белорусова (комитет ВЛКСМ)".

N26(543), 27 июня. Комитет ВЛКСМ. "Отдадим свой летний отдых делу укрепления нашей родины"

":Центральный комитет комсомола одобрил ценную инициативу советского студенчества: на дни летних каникул пойти работать в промышленность, на стройки, на колхозные поля. Лозунгом "Зимой учеба -летом труд" должен руководствоваться каждый советский студент. В МАИ уже начата работа по содействию студентам в получении места на производстве: Работу могут получить как студенты старших курсов, так и младших. Для организации распределения работы создан штаб под председательством члена комитета ВЛКСМ МАИ т.Белякова. Штаб помещается в профкоме. Товарищи студенты Московского авиационного института! Поддержим это большое и важное для страны начинание. Отдадим свой летний отдых делу укрепления могущества нашей родины!"

С августа 1941 г. по январь 1944 г. газета не выходила.

1944 г.

N10(554), 8 марта. "Закончились каникулы"

":30 альпинистов отдыхали и тренировались в лагере деревни Парамоново:"

N15(559), 11 апреля. Р.Менжинский. "Итоги спортивной зимы"

":Во время каникул 30 альпинистов нашего института под командой дипломника Бориса Заславского вышли в 5-дневный лыжный агитпоход в освобожденные районы:"

N18(562), 1 мая. Б.Заславский. "Кто не растеряется в снежных горах, тот не струсит в бою"

"Летом 1943 г. в Алма-Ата каждую субботу на дороге, ведущей в горы, можно было встретить группу крепких юношей и девушек, нагруженных рюкзаками, веревками и ледорубами: В августе, на Талгарском перевале был разбит лагерь. Отсюда 30 участников альпиниады совершили восхождения на вершину Абая и пик "Школьник". В это же время в горы прибыла из Москвы вторая альпиниада МАИ. Эти походы оставили неизгладимое впечатление. Люди, побывавшие в горах, заболели той неизлечимой болезнью, которая не имеет латинского названия, а по-русски называется любовью к горным походам: Мы поставили себе цель - искать такие формы работы, которые привлекали бы в нашу секцию новичков. В начале марта этого года мы провели горно-лыжный поход в районе с.Парамоново. В секции введена лагерная дисциплина. Под руководством тренера Големинова и инструктора Кузнецова мы проводим тренировку на сдачу норм на значок ГТО 2-й ступени. У нас организованы систематические теоретические занятия, к которым привлекаются высококвалифицированные альпинисты (мастер спорта капитан Гусев, майор Рототаев и др.) Как заключительный этап работы секции в этом году предполагается провести альпиниаду на Кавказе или Тянь-Шане:" [Институт осенью 1941 г. был эвакуирован в Алма-Ату. Кстати, известный конструктор стрелкового вооружения М.Т.Калашников начиная с 1942 г. создавал свой автомат (в первоначальном варианте - пистолет-пулемет) в учебно-производственных мастерских МАИ в Алма-Ате вместе с группой студентов-старшекурсников факультета вооружений под руководством доц. А.И.Казакова]

N29(573), 10 июля. Старший сержант, орденоносец З.Малькова. "До скорой встречи, друзья!"

"Были суровые октябрьские дни 1941 года. По призыву ЦК комсомола и Героя Советского Союза Расковой группа девушек-студенток нашего института: Женя Борак, Галина Буйволова, Валентина Скачкова, Александра Эскина и др., ушли добровольно в Красную Армию. Мы попали в одну часть:" Фото Галины Буйволовой.

N30(574), 17 июля. Фото Александры Эскин.

N31(575), 24 июля. Фото Зои Мальковой.

N34(578), 2 октября. Б.Кузнецов. "В горах"

"В ясное августовское утро на перроне Казанского вокзала собралась группа юношей и девушек с рюкзаками и ледорубами. Это были студенты МАИ, участники альпиниады ВЦСПС: После трехлетнего перерыва нужно было проявить удвоенное внимание и осторожность, чтобы избегнуть несчастных случаев:Особенно отличились наша альпинисты при восхождении на вершину на вершину "Софруджи": Заключительным этапом альпиниады был переход через перевалы "Квадрат", "Окно" и "Джаловчатский". И здесь "маевцы" были впереди. Во время этого перехода при переправе через горную реку, благодаря находчивости и выдержке студентов Болотова, Северина, Василенко и Лапшонкова была спасена жизнь девушки. При переправе отличился весь коллектив альпинистов МАИ. На экзаменах по теории альпинизма "маевцы" показали отличные знания, из 10 новичков - 8 получили отличные оценки: Коллектив альпинистов МАИ подготовил 3 инструкторов, 10 человек повысили свою спортивную квалификацию и 9 получили значок "Альпинист СССР" 1-й ступени. Крепкий, сплоченный коллектив альпинистов МАИ заслуженно считался лучшим коллективом альпиниады ВЦСПС".

Р.Менжинский. "Итоги летнего спортивного сезона"

":Звание чемпиона Москвы по гребле на 1944 г. было присвоено команде восьмерки-скиф Московского авиационного института в составе: Волкова, Драчева, Башнина, Бочарова, Демьянова, Корягина, Шведова с загребным Сиротинским и рулевым Шебуевым: Но количественный рост секций еще оставляет желать много лучшего. Только секции альпинизма и гимнастики по праву можно назвать массовыми. Альпинистская секция института крупнейшая в Москве. На проходившем летом на Кавказе Всесоюзном сборе альпинистов добровольных спортивных обществ из 100 участников было 22 студента МАИ:"

N39(583), 30 октября. Передовая статья. "К дальнейшим успехам в работе профсоюзной организации нашего института"

":По инициативе горно-лыжной секции, руководитель т.Заславский, в честь 26-й годовщины Красной Армии был проведен семидневный агитпоход в освобожденые районы: В институте работает постоянно 12 спортивных секций:"