Публикации газеты "Пропеллер" на темы, связанные с туризмом

Орфография и пунктуация максимально приближены к оригиналу. Курсивом в квадратных скобках выделены примечания составителя

1931-1934 | 1935 | 1936 | 1937-1938 | 1939 | 1940 |1941-1944 | 1945-1948 | 1949-1959 | 1960-1970 | 1970- 1978 |

1949 г.

N3(771), 8 февраля. "Лыжный агитпоход"

"4 февраля вернулись из агитпохода лыжники-студенты нашего института: С.Пуртов, Ю.Храповицкий, А.Липко, Е.Мальцев, Ю.Соболев. они совершили лыжный марш в 100 километров по территории Дмитровского района Московской области:" В заметке содержится также текст благодарственного отзыва, подписанного "Секретарь Дмитровского ГК ВКП(б) Н.Грибков. 4 февраля 1949 года".

N8(776), 15 марта. А.Лесин. "Горно-лыжные соревнования"

"6 марта в районе подмосковной станции Турист разыгрывался лично-командный приз имени Героя Советского Союза, партизана Отечественной войны Пахомова по альпийскому троеборью (слалом; скоростной спуск; скоростная ходьба): Хороших личных результатов добился студент факультета спецоборудования Р.Рубин, занявший первое место. Дипломник моторостроительного факультета Г.Северин занял второе место. Среди женщин первое и второе места завоевали представители нашего института О.Лакова и М.Никифорова".

N17(785), 17 мая. Л.Воляк, ассистент кафедры физики, инструктор туризма. "В горах Южного Казахстана (заметки туриста)"

"Туризм - один из интереснейших и увлекательнейших видов спорта. Среди преподавателей и студентов нашего института есть группа инструкторов туризма, которые каждое лето участвуют в путешествиях по самым различным республикам и областям нашей Родины. В этом году туристы поедут на Кавказ, в Крым, в Молдавию. В спортивном клубе института организована школа инструкторов туризма, в которую могут поступить все желающие принять участие в летних походах. Ниже мы печатаем очерк ассистента кафедры физики Л.Воляк, рассказывающий о туристском походе в горы Южного Казахстана, в котором он принимал участие прошлым летом.

16 июля прошлого года из Чимкента отправилась в поход группа из пятнадцати туристов. Предстояло дойти до хребта Каржан-Тау, перейти хребет через перевал Улучур и пройти пот ущелью реки Угам станции Бараж в 50 км от Ташкента: 120 километров путешествия в горах закалили и укрепили здоровье: В Чимкенте двенадцати участникам похода было присвоено звание инструкторов туризма и выданы значки "Турист СССР"". [Л.Д.Воляк в 1972 г. защитил докторскую диссертацию]

N25(799), 28 июня. В.Калачихин, заместитель председателя профкома института. "В дни каникул". ":Впереди летние каникулы. Студенты нашего института раз'едутся по самым различным уголкам необ'ятной Советской страны. Одни будут отдыхать в своих родных местах, другие пойдут в туристские походы, поедут в дома отдыха, санатории и альпинистские лагери. Около 100 студентов примут участие в туристских экскурсиях по побережью Крыма и Кавказа. Наши альпинисты, как и в прошлые год, проведут летний отдых в горах Кавказа, совершенствуя свое спортивное мастерство. В живописных уголках Подмосковья, Крыма, Кавказа, на курортах Украины, Латвии и в других местах отдыха побывают 150 студентов - отличников учебы, активных общественников:"

N29(797), 13 сентября. Рубрика "По просторам родной страны".

В.Кока-Глущенко. "Новый город". О поездке в Краснотурьинск (есть две фотографии).

[26 октября В.Кока-Глущенко избран секретарем комитета ВЛКСМ МАИ]

N34(802), 18 октября. Фото Н.Егорова "Организованно прошло отчетно-выборное комсомольское собрание на IV курсе радиотехнического факультета. Выступавшие остро критиковали недостатки в работе курсового бюро ВЛКСМ. На курсе избран новый состав бюро. На снимке: члены курсового бюро ВЛКСМ нового состава. Слева направо: Ю.Мизрохи, В.Розенберг, Н.Корнилов, Б.Курочкин (секретарь) и Е.Панфилов".

N36(804), 1 ноября. Н.Шугрина, член комитета ВЛКСМ. "Большая помощь школе"

":Комсомольская организация института, шефствующая над четырьмя средними школами:Без участия комсомольцев моторостроительного факультета Михаила Харлапа и Семена Мариновского не проходили в школе ни одно комсомольское собрание, ни один сбор дружины:С большим энтузиазмом работала в школе N 144 комсомолка Галина Тюнина:Была радиофицирована школа N 156:Особенно хорошо работали студенты Потиевский, Данилов, Родякин и другие. Почти все летние каникулы провел в школе N 597 студент Леонид Алимпиев. Под его руководством проводились экскурсии, прогулки, походы. Наши комсомольцы провели с пионерами и школьниками 9 походов по Подмосковью:"

N41(809), 3 декабря. А.Иванов. "Отлично учиться - культурно отдыхать"

":Лето 1948 года. Альпинистский лагерь встречает студентов МАИ: Много и новичков, которые попали в лагерь впервые. Среди них студент моторостроительного факультета Борис Левонтин:День зачетного восхождения на гору Софруджу: Окончив занятия в лагере, большинство спортсменов-студентов группы, в которой был Борис, через Клухорский перевал вышли к берегу Черного моря у Сухуми: Этим летом Левонтин снова поехал в горы:Осенью и зимой альпинисты занимаются близким по духу альпинизму горно-лыжным спортом. Ходит на тренировки и Борис Левонтин:Комсомолец Левонтин отлично учится и руководит курсовым бюро ВЛКСМ:"

N44(811), 27 декабря. Д.Винорецкий. "Лыжные агитпоходы по колхозам"

"В дни каникул комсомольцы нашего института отправятся в лыжные агитпоходы по селам подшефных районов Московской области. Для участия в походах организовано 6 команд - каждый факультет получит свой маршрут: Серьезно отнеслись к отбору кандидатов для участия в походе на факультете оборудования: Руководителями похода утверждены член партийного бюро В.Воробьев и член комсомольского бюро Л.Лайхтер. Теперь на факультете начинается подготовка участников похода:"

1950 г.

N2. В.Зайцев, председатель бюро секции альпинизма. "Коллектив альпинистов".

"В 1949 г. побывало в альплагерях 43 человека. 5 человек совершили рекордное восхождение - траверс Шхельды-Тау - лучшее восхождение в сезоне 49 г. по технической сложности."

N33. Заметка об альпинизме.

1951 г.

Подшивка не сохранилась.

1952 г.

N2(906), 15 января. Г.Лебедева, студентка. "С экзаменов"

":С первых дней учебы в институте Миру Русяеву и Майю Паршикову связывает тесная дружба. Всегда их можно встретить вместе. Вместе они ходят и в дождь, и в снег в туристские походы, вместе путешествовали с туристами этим летом по Кавказу: Мира - член бюро ВЛКСМ 4-го факультета, Мая - член комитета ВЛКСМ института:"

N4(908), 29 января. Б.Палладин, член комитета ВЛКСМ. "По колхозам Подмосковья"

"В нашем институте стало хорошей традицией во время зимних студенческих каникул устраивать лыжные агитпоходы в колхозы Подмосковья. И в этом году наши агитаторы-лыжники посетят 6 районов Московской области (Гремяченский, Талдомский, Солнечногорский, Коммунистический, Волоколамский и Дмитровский). В походе примут участие около 50 студентов-лыжников: Спортивный клуб обеспечил участников всем необходимым инвентарем. Хорошо провели подготовку агитаторов-лыжников на факультете N4 (секретарь факультетского бюро ВЛКСМ О.Климонтский). 28 января в 13 часов был дан старт:"

N5(909), 12 февраля. Р.Федоров, студент, участник агитпохода. "По колхозам Талдомского района. Лыжный агитпоход бригады 2-го факультета"

":Мы решили принять участие в лыжном агитпоходе во время каникул:5 человек: В.Головачев, А.Левин, Е.Жаров, В.Голубев и Р.Федоров. Маршрут, предложенный нам в Талдомском райкоме ВКП(б), охватывал 5 укрупненных колхозов, он проходил через село Спасс-Угол - родину великого русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина:Нам приходилось уходить на беседы в деревни, расположенные за несколько километров от центра, а затем ночью возвращаться на ночлег: Виктор Голубев:Слава Головачев:Женя Жаров:Много впечатлений вынесли мы из этого похода. Он был для нас хорошим активным отдыхом".

N7(911), 26 февраля. Студенты Близнюк, Бурмистров, Карро, Молодцов и др. "Навести порядок"

":14 февраля студенты В.Харкевич, М.Конопко, В.Рыбин, Т.Головина решили выйти на дополнительную тренировку:Лыж им так и не выдали. Во время зимних каникул действовало постановление ВЦСПС о бесплатном предоставлении лыж на всех базах: Студент К.Смирнов обратился за разрешением получить лыжи: И студенту МАИ пришлось поехать на лыжную базу МВТУ, где он получил лыжи без всякой волокиты:"

N19(923), 20 мая. Е.Соловьев, член бюро мотосекции. "На мотоциклах в Бородино"

"Мотоциклетная секция провела дальний пробег по маршруту Москва - Можайск - Бородино - Петрищево - Москва, общей протяженностью 300 км:В 12 часов дня с территории института восемь студентов-мотоциклистов в сопровождении автомашины взяли старт:В пять часов дня команда прибыла в Можайск. Через час мотоциклисты уже разбивали палатки на опушке леса под деревней Бородино:Нам приходилось преодолевать значительные препятствия. Например, нам пришлось переправляться через речку по временной переправе, пробиваться через снег, чудом сохранившийся при такой жаркой погоде: В 9 часов вечера 20 апреля мы закончили пробег: Мы намечаем пробег на три тысячи километров по великим стройкам коммунизма. Мотоциклисты-спортсмены надеются, что осуществить этот замысел помогут местком и профком института".

N22(926), 10 июня. П.Вакула, член профкома института. "В дома отдыха и санатории"

":Институт приобретает большое количество туристских путевок. Туристы посетят живописные места нашей необ'ятной Родины. Альпинисты института отправятся летом в горы, где будут совершенствовать технику восхождения. Те из студентов, которые останутся в столице, примут участие в туристских походах по области:"

N27(931), 9 сентября. Отличники учебы: В.Кульнин, Л.Левитин - студенты группы IV-2-50. "Основа успеха". Заметка о том, что надо делать, чтобы хорошо учиться.

N29(933), 23 сентября. В.Рыбин, В.Мизрохи, студенты. "Слёт туристов института"

"28 сентября состоится 1-й слёт туристов нашего института:Утром в районе деревни Никитское (станция Домодедово, Павелецкой ж.д.) состоится открытие слета... Летом этого года в туристских походах участвовали более 30 человек, все участники которых получили значки "Турист СССР", а 9 - разряды. В секции сейчас насчитывается 42 значкиста. Наши туристы ходили по Уралу, Крыму, Кавказу и Подмосковью:Бюро турсекции на зиму намечает провести 6 походов, первой категории трудности, для новичков по Подмосковью. Кроме того наши разрядники пойдут по маршрутам второй и третьей категории трудности на выполнение норм 1 и 2-го разрядов. Уже намечены маршруты: Хибины, Карелия, Мещерский край: Надо сделать туризм массовым в нашем институте".

N30(934), 4 октября. Е.Теленков, участник пробега. "Мотопробег по великим сталинским стройкам коммунизма"

":Маршрут пробега проходил по великим стройкам коммунизма: Каховской ГЭС, Южно-Украинскому и Северо-Крымскому каналам:16 августа студенты IV курса факультета N2 Василий Баранов, Евгений Теленков, Игорь Никитин, студент IV курса факультета N1 Хесус Фернандес и механик факультета N2 Алексей Бондарев взяли старт на мотоциклах К-125: 1150 км. от Москвы до Мелитополя было пройдено за 5 дней:2 сентября наша группа начала последний этап маршрута: Феодосия-Керчь:5,6,7,8 сентября - дни, в которые мы прошли расстояние в 1360 километров. 9-го числа в 4 часа дня мы снова возвратились к себе в институт:"

N38(942), 25 ноября. А.Сальников. "Комсорг группы". Фото и заметка о Л.Левитине.

1953 г.

N4. В.Рыбин, член бюро турсекции. "В туристские походы".

"Тур. секция организует походы по Московской обл., Карельскому перешейку и Заполярью."

N34. В.Рыбин, Л.Попов, студенты, члены бюро турсекции МАИ. "Слёт неутомимых".

"Председатель секции Л.Левитин об итогах года: 15 походов по Уралу, Северному краю, озеру Селигер, по Подмосковью, 10 новичков - по путевкам ДСО "Наука".

1954 г.

N4(993), 26 января. Г.Мишин. "В дни зимних каникул"

"Зимние каникулы невелики - всего две недели:Свыше 100 студентов поедут в санатории и дома отдыха. Хорошо зимой в Подмосковье - лес стоит в снегу как зачарованный, какое удовольствие пройтись на лыжах!: Для спортсменов будут организованы лыжные походы:"

N6(995), 16 февраля. Д.Кондратьев, студент. "Беседы в колхозах"

"Во время зимних каникул бригада комсомольцев-лыжников факультета N4 провела агитпоход по колхозам Гремяченского района, Московской области:Много интересного узнали участники агитпохода:"

N7(996), 23 февраля. А.Марков, студент группы IV-3-49. "На лыжах по Валдаю"

":Наша группа в составе 13 человек (инструктор Л.Левитин) прошла на лыжах по маршруту Лыкошино-Валдай-Осташков:В конце пути наша группа вышла на Селигер:"

N11(1000), 26 марта. М.Евдокименко, студентка. "С любовью к делу"

"Привал в горах. Костер отбрасывает на стенки палаток четкие неподвижные тени. Туристы устали, и каждое лишнее движение дается им с трудом. Подложив рюкзаки под головы, они отдыхают после изнурительного горного перехода. Пользуясь светом костра, склонилась над блокнотом девушка: Это не письмо, а очерк в газету "Пропеллер" называться будет "Студенты МАИ в горах Кавказа" и подписан "Г.Лебедева, студентка", пошутила соседка. Действительно, Галя Лебедева, студентка пятого курса, вот уже пятый год работает корреспондентом нашей газеты:" Фото Г.Лебедевой.

N25(1014), 29 июня. Передовая статья. "Хорошего отдыха, друзья!"

":Много наших студентов занимается увлекательнейшим видом спорта, спортом смелых - альпинизмом. Всю зиму и весну готовились они к летним восхождениям. Скоро к горным вершинам Кавказа отправится значительная группа студентов и сотрудников МАИ.

Сколько интересного и увлекательного всегда бывает в туристских походах! Новые места, новые люди, новые впечатления - что может быть лучше такого отдыха! Уже уехали по туристским путевкам 83 студента. Скоро 39 студентов уедут в Сибирь. Они пройдут по маршрутам 2-й категории трудности. Свыше 60 туристов пройдут этим летом по "самодеятельным" маршрутам:"

1955 г.

N26. "На горных вершинах"

Заметка о смекалке фотографа Миши Чуднова на Кавказе.

1956 г.

N36. Н.Упоров. "Широка страна моя родная".

О пешеходно-плотовом походе по Северному Уралу.

N38. В.Сулоев. "Пойдемте с нами в поход".

"В эти каникулы будет 13 походов 1 к.сл. по Подмосковью и Ленинградской области, один - 2 к.сл. по Кольскому, один - 3 к.сл. по Кольскому".

В этом же номере "Стихи о мечте" (фамилия автора неразборчива).

1957 г.

Подшивка за первое полугодие не сохранилась, во втором полугодии публикаций о туризме не обнаружено.

1958 г.

N18. В.Андреевский. "Весенний слёт".

"25-км маршрут в районе Хотьково. Туристские путешествия - это состязание с природой, с километрами тайги и бездорожья, с горными перевалами и бурными реками. Слет - это разговоры и песни у костра, это чудесный весенний рассвет, туман, встающий от земли и птичий гомон в утренней тишине." Хорошая рекламная статья.

N30. В.Андреевский. "Саян далёкий".

Красивая статья без цифр. Месяц путешествия.

N31. Рекламно-познавательная статья "Поучительный, захватывающий отдых".

"Секция туризма - самая многочисленная, 450 человек. Выросли туристы: Владимир Рыбин, Леонид Левитин, Валентин Сулоев, Анатолий Благов, Марина Бугашева, В.Малетин, Галина Критская, Вл.Кайбышев и многие другие, прославившие наш институт отлично организованными походами. В это лето прошли 5 групп новичков по Подмосковью, Карелии, Валдаю, Карпатам, Кавказу. Много водных походов, особенно отмечен поход по р.Сухоне. Более опытные туристы участвовали в походах высшей категории по Саянам, Уралу, Тянь-Шаню, Кавказу. 25-26 октября с.г. - IX-ый комсомольско-туристский слет МАИ."

N31. "Может получиться ещё хуже"

"9 лет существует туристская секция МАИ". Статья о том, что мало дотаций турклубу.

N31. Л.Щербина. "Цветы в снегу".

О плотовиках-новичках.

N31. О.Леонов. "Идем без троп".

На плотах по Мане. До Маны - пешком от Красноярска.