Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Тибету, совершенном в октябре 2004 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (3832) 33-85-42

Маршрутная книжка: О – 232 – 04

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута: (ч.1), (ч.2), (ч.3), (ч.4)
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

3. Организация похода

3.1 Подготовка документов
3.2 Выбор сезона
3.3 Картографический материал, ориентирование
3.4 Особенности подбора снаряжения
3.5 Подъезды и выезды

3.1 Подготовка документов

Для путешествия по Китаю по линейному маршруту необходимо иметь индивидуальную визу. Мы получили месячную китайскую визу через туристическую фирму "Скатт", г.Новосибирск.

Иностранцам для посещения Тибета требуется специальное разрешение – пермит (Aliens' Travel Permit) – указывающее место назначения и цель путешествия. Получить пермит можно в региональных отделениях PSB (Public Security Bureau). Мы получили его в городе Али. Пермит не требуется в ряде открытых городов, включая Lhasa, Shigatse, Tsetang, Nyalam, Zhangmu (по-тибетски Dram) и некоторые другие.

Непальскую визу приобрели при пересечении границы в Кодари. Стоимость 2-х месячной визы – 30$. Необходимо заполнить анкету, приложить фото.

Справок о прививках против инфекционных заболеваний и медицинской страховки не требуется.

3.2 Выбор сезона

Весна (Март - Май) – Холодно, сухо, ветрено.

Весна – очень сильные ветра и песчаные бури, что очень усложняет путешествие, особенно для велосипедистов.

Лето (Июнь - Август) – Нежарко и влажно

Дождливый сезон, высокая вода в реках и частые наводнения делают опасными, а зачастую и невозможными, многочисленные броды даже для полноприводных машин.

Осень (Сентябрь - Ноябрь) – Холодно и сухо

Идеальное время для путешествия по Тибету. Дожди, как правило, прекращаются к концу сентября. Низкий уровень воды в реках устанавливается в октябре. В сентябре еще длинный световой день, комфортная дневная температура. В начале сентября лучше планировать короткие путешествия на север и восток района. По шоссе Лхаса – Катманду и районам, расположенным южнее, оптимальный сезон начинается в конце сентября и продолжается до конца ноября. Далее устанавливается холодная погода, и глубокий снег на перевалах делает продвижение невозможным.

Зима (Декабрь - Февраль) – Холодно и чрезвычайно сухо

Нет проблем с дождем и пыльными бурями, высокая прозрачность воздуха, отличная видимость в ясные дни, но низкие температуры, особенно на открытых горных перевалах, предъявляют дополнительные требования к снаряжению. В зимнее время аэропорт Лхасы закрыт. Закрыты и высокогорные перевалы.

Мы выбрали октябрь месяц. Устойчивая ясная погода, не затруднено продвижение на велосипедах, сухие дороги, маловодные реки, легкие броды. Финиш в Катманду тоже в сухой период.

3.3 Картографический материал, ориентирование

Мы использовали:

Топографические карты генерального штаба (уйгурские названия по территории Синьцзяня, русский язык), масштаб 1 : 500 000. Листы Каргалык J-43-Г, Хотан J-44-B, Шайок I-44-А. Нет современных населенных пунктов, старая дорожная сеть.

Китайская карта Тибетского автономного района (китайские названия, иероглифы), масштаб 1 : 2 000 000. Купили в Каргалыке, карта оказалась со старой дорожной сетью. Например, не было показано новой асфальтированной дороги от Али через перевал и далее по правому берегу левой составляющей Инда, притока Гар.

Карта Непала и прилегающих территорий (непальские названия, английская транскрипция), масштаб 1 : 750 000, Institut Geographique National, Stuttgart. Не лишена неточностей, непальские названия на китайской территории необходимо сопоставлять с китайскими из других источников.

Путеводитель на английском языке «Tibet overland. A route and planning guide for mountain bikers and other overlanders», Kym McConnell, Trailblazer publications. В книге дано краткое описание маршрутов по Тибету, а также рекомендации по планированию путешествия на велосипедах в этом районе.

GPS Garmin Etrex в качестве средства навигации на всем маршруте.

Названия перевалов, населенных пунктов на других языках или из других источников приводятся в скобках. Возможны неточности в русской транскрипции.

3.4 Особенности подбора снаряжения

Абсолютные высоты выше 4000 метров над уровнем моря предполагают большие перепады дневных и ночных температур, высокую солнечную радиацию и постоянные сильные ветры. Это предъявляет определенные требования к качеству снаряжения. Мы использовали пуховое высокогорное снаряжение: спальники, пуховки от фирмы BASK, Areal.

Одежда должна быть теплой, легкой, ветрозащитной. Мы придерживались принципа многослойности. Термобелье, куртки из Polartec или Windbloc, верхняя одежда из мембранных материалов. Особое внимание было уделено защите конечностей от ветра при низких температурах.

При выборе примуса остановились на модели MSR expedition. Этот примус мало весит, компактен, устойчив, может работать на любой марке бензина (что очень важно в китайской глубинке), легко чистится. Второй примус был взят, скорее, как запасной.

Велосипеды подобрали примерно одного класса: TREK 4400, TREK 4500, SCOTT, KONA NUNU. Три велосипеда с навеской Deore, 27 скоростей, один – Alivio, 24 скорости. Агрессивная резина 26 х 2.1/2.2 на мужских велосипедах, полуслики 26 х 1.95 на женском. Все велосипеды оборудованы велобагажниками, прошли предпоходную подготовку.

3.5 Подъезды и выезды

Самый быстрый и дешевый способ добраться из Новосибирска до Урумчи (Китай) – это самолет. Авиакомпания "Сибирь" сделала нам 25% скидку на билеты. Это время праздников в Китае, самолет летит пустой. Нас четверо и девять китайцев, возвращающихся из поездки по нашей стране. Билет на одного обошелся 3900руб. Велосипеды перевозили в разобранном виде в чехлах.

Из Урумчи до Кашгара возможно добраться самолетом, автобусом. Мы выбрали поезд: ходит ежедневно, отправление из Урумчи в 16 часов, прибытие через 30 часов. Билетов в плацкартные вагоны не было из-за праздников (1 октября – День Независимости Китая), купили только в вагон третьего класса (78Y), сидячие места типа нашей электрички. Велосипеды сдали в багажный вагон.

Участок пути от Кашгара до Каргалыка (Йечен,Yecheng) – вдоль южной границы пустыни Такла-Макан проехали на рейсовом автобусе (каждые полтора часа с восточного автовокзала, 260км, 5 часов езды). Велосипеды и рюкзаки привязали на крыше автобуса.

В Каргалыке старт велосипедной части маршрута. Дорога 219, ведущая в Тибет, начинается в 3-5км восточнее Каргалыка, в городке Аба.

************************

В Барабисе (Barabise), Непал, финиш велосипедной части маршрута. Оставшиеся 86км до столицы Непала – города Катманду проезжаем на рейсовом автобусе (5 часов). Велосипеды и рюкзаки привязаны на крыше.

Прямой рейс "Аэрофлота" Катманду - Москва был отменен. Самые дешевые в одну сторону билеты оказались Катманду - Дели - Москва. Через Ташкент оказалось дороже.

Самолетом "Непальских Королевских Авиалиний" совершаем полуторачасовой перелет из Катманду в Дели. После 9-часового ожидания в зале для транзитных пассажиров самолетом компании "Аэрофлот" вылетаем в Москву, а оттуда – домой.

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2005.