Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Тибету, совершенном в октябре 2004 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (3832) 33-85-42

Маршрутная книжка: О – 232 – 04

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута: (ч.1), (ч.2), (ч.3), (ч.4)
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

5. Описание маршрута (часть 2)

08.10.04 Впадина Аксай Чин (4800м) – Тиелонг (Tielong, 5020м) – пер.Сатсум (Satsum la, 5250м) – пер.Чишан (Qieshan la, 5250м) – Домар (Domar, 4300м)


Дорога в районе военной
базы Тяньшуйхай

Продолжаем пересекать широкую впадину Аксай Чин с севера на юг. Безрадостный пустынный ландшафт. Песчано-щебеночная дорога, местами колеса вязнут в песке, затрудняя движение. Пресной воды нет. Справа остается военная база Тяньшуйхай (Tianshuihai, 2810м). Слева вдали виднеется большое озеро Аксайчин-кель. Постепенно горы смыкаются, впереди вход в ущелье и подъем на перевал.

Нас обгоняет автобус типа «ПАЗ», который едет в Али. Опять удача! Договариваемся о цене, привязываем велосипеды на крышу, рюкзаки – в салон. Человек 8 пассажиров, из которых двое – молодые ребята-путешественники, немного говорящие по-китайски, используя разговорник. Один китайский бизнесмен практически непрерывно пользуется кислородной подушкой.


Берега озер иногда покрыты
сухими водорослями

Постепенно появляется трава, а с ней животные и птицы. На подъеме к перевалу оставляем справа большое озеро, берега которого сплошь покрыты сухими водорослями. Выезжаем на пологий перевал через хребет Аксай-Музтаг. На спуске останавливаемся перекусить в забегаловке на станции дорожной службы Тиелонг (Tielong), расположенной на берегу большого озера. Удобства прямо, дословно и безо всяких технических сооружений прямо за углом, любым из четырех. И так везде.


Дорога после пер.Сатсум

Далее подъем на пер.Сатсум. По мосту переезжаем через небольшую реку, впадающую в озеро, лежащее западнее. Еще один невысокий перевал, плавный спуск к соленому озеру Цаггар, на берегу которого расположилось небольшое селение Сумши (Sumzhi). Здесь – перекресток дорог. На запад уходит дорога через пер.Ланак (5466м) в загадочный Ладакх, на восток – через озера Годзо-Цо в Керию.

Основная дорога, продолжая движение на юг, поднимается серпантином на пер.Чишан, огибая снежную вершину 6261м. Спуск в широкую долину, пасутся стада яков, овец и коз. Погода портится. Отголосок муссона на закате расцвечивает облака "рериховскими" красками. Видели красного волка, табуны куланов. На скалах видны развалины древних дзонгов – тибетских крепостей. Уже в сумерках преодолеваем небольшой перевал, в полной темноте спускаемся в Домар. Ночевка на постоялом дворе, водители меняют уже третье колесо за день.

Вечерние краски

09.10.04 Домар (Domar, 4300м) – оз.Палгон (Palgon, Bangu lake, 4200м)– Рутог (Derup, Rutok, 4150м) – пер.Ламе ла (Lame la, 4650м) – Али (Senge Khabab, Shiquanhe, 4285м)


Дорога вдоль восточного
края оз.Палгон

Оз.Палгон

Продолжаем движение на автобусе. От Домара дорога идет вверх по широкой долине с причудливыми скалами. После невысокого перевала выезжаем на плато. Песчано-щебнистая дорога, много пыли. Картины понемногу оживают. Трава покрывает сплошным ковром поймы рек. Много ручьев, птичьи базары. Дорога подходит к озеру Палгон, вытянутому узкой лентой с запада на восток, и огибает его с восточной стороны. Длина озера – более ста километров, его западная оконечность принадлежит Индии. На остановке можно купить свежую рыбу.

Рутог – новый современный город, построенный в 10км от старого поселения. Здания в 2-3 этажа, банк, лавки, рынок, военная база. От Рутога дорога поворачивает на юг и идет вверх по живописной долине по правому берегу горной речки. Пасутся стада овец и яков, птичьи базары. Много каменистых и галечниковых участков У «живого» источника делаем остановку. После подъема на небольшой перевал с широкой седловиной выезжаем на плато. Осенняя трава, сплошь покрывающая невысокие холмы, интересного желто-зеленого цвета. Внезапно из-за поворота появляется город в пустыне, не обозначенный на советских картах. Это – Али. Выгружаемся из автобуса за 2 км до города, водитель сообщил, что на станцию он должен приехать без нас.


Современный город Али
построен на спорной с
Индией территории

Местным жителям мы
кажемся великанами

Сегодня уже суббота, послеобеденное время. В Али нам необходимо получить пермит (разрешение) в Тибет. В банке обменный пункт был уже закрыт, но с задней двери нам поменяли доллары на юани. В PSB нам пришлось ждать около часа, пока придут чиновники. Сюда же на полицейской машине были доставлены и 2 молодых путешественника, с которыми мы ехали в автобусе. Формальные процедуры заняли около часа, стоимость 350Y. Мы попросили указать в пермите маршрут по южной дороге Менша – Дарчен– оз.Манасаровар, Барга. Ребята же поехали автостопом по северной дороге.

Из Али в Лхасу идут две дороги: северная и южная. Еще пару лет назад они были закрыты для иностранцев, причем южная – более закрытая. Там находятся буддистские святыни – озеро Манасаровар и гора Кайлас, а также мертвый город – Гугэ, столица исчезнувшего королевства. Сейчас с пермитом можно свободно двигаться по любой дороге. Северная дорога видит больше движения, раньше (до возведения моста через р.Гар) южную дорогу летом постоянно размывали реки, стекающие с Гималаев.

Суббота, шесть часов вечера, пермит у нас в кармане. Отметили это событие в китайской забегаловке, где за 25Y (на всех) наелись до отвала мяса с овощами. Закупили недостающие продукты. Очень обрадовались хлебу. Переночевали в гостинице, где был даже холодный душ – немыслимое дело.

10.10.04 Али (4285м) – перевал (4740м) – р.Гар (4430м)


Подъем на перевал между
между р.Шицюаньхэ и р.Гар

Молитвенные флаги на
перевале

Холодное ветреное утро. Переменная облачность. От Али на юг идет новая асфальтированная дорога, которая через 10км начинает подниматься на перевал. Перепад высоты на подъеме 400м, сильный боковой западный ветер, попали в снежный заряд. На перевале – многочисленные молитвенные флаги. Выпавший снег из-за сухости воздуха испаряется на глазах. Спуск с перевала в широкую долину реки Гар по асфальту проходит очень быстро. Справа виден, стоящий бастионом, хребет Ладакх, покрытый свежевыпавшим снегом, за ним уже Индия.

Эта новая дорога на китайской карте не обозначена. Раньше от Али старая дорога спускалась вниз до слияния правого (Синги, Шицюаньхэ) и левого истоков Инда (Гар), далее поднималась вверх по левому берегу левого притока вдоль подножия хребта Ладакх. Ее размывали многочисленные реки, в паводок р.Гар выходил из берегов, смывая все по пути.


Последние лучи солнца
осветили загадочный хр.Ладакх

Раннее утро в долине р.Гар

Сейчас новая дорога проложена по правому берегу широкой долины р.Гар. Трасса пустая, за день прошло не больше десятка машин. Правых боковых притоков практически нет. Почва песчаная, в пойме реки появились куртины можжевельника. Небольшой набор высоты. На противоположной стороне долины кое-где видны небольшие поселки. Ночуем у нового бетонного моста через р.Гар.

11.10.04 р.Гар (4430м) – Намру-I (4500м) – перевал (4850м) – Намру-II – верховья р.Гар

Дорога уходит по левому берегу реки высоко от воды, уклон увеличивается. Небольшое селение Намру-I (по карте и путеводителю), постоялый двор. Направо уходит второстепенная дорога через хребет Ладакх на Zanda (Tholing), в сторону забытого королевства Гугэ.


Вид с перевала между Намру-I
и Намру II в сторону подъема

После спуска

Асфальт заканчивается на подъеме к перевалу. Разбитая каменистая грунтовая дорога серпантинами уходит вверх. Погода портится. Сильный встречный ветер заставляет нас не задерживаться наверху. Налетает туман, опять попадаем в часовой снежный заряд. Дорога на спуске расходится многочисленными треками. Из-за тумана нет возможности сделать выбор. Спускаемся по левому треку, телеграфные столбы остаются правее. Песчано-галечниковая дорога, кажется, уводит в бесконечность. Пересекаем нескольких небольших сухих русел. Выпавший снег быстро испаряется. Туман постепенно рассеивается. Видимость улучшается. Переменная облачность. Мы едем по левому краю широкого плато (самые верховья р.Гар), еле заметный уклон вниз. Еще два часа езды по тяжелой галечниковой дороге сильно выматывают, постепенно треки сходятся в одну-две параллельные широкие колеи, ехать становится легче, меньше галечника и практически нет песка.

Доезжаем до небольшого селения Намру-II (по словам местных жителей). Чай с печеньем в придорожной забегаловке придает нам силы. После получасового отдыха продолжаем движение. Ночевка у небольшого замерзшего к вечеру ручья.

12.10.04 Верховья р.Гар – Як Яр – пер.Джерка (Jerko la, 4850) – Менша (Mensa, Moincer, 4500м)


Караван яков.
Видна военная база

Брод перед военной базой

Продолжаем движение по широкой долине верховьев р.Гар. Окрестные горы внизу покрыты сплошным ковром выгоревшей на солнце травы, среди которой бурыми пятнами рассыпаны куртины можжевельника. Переменная облачность, пронизывающий встречный ветер.

Впереди виднеется вал старой морены, перед ним у подножия гордо реет красный флаг военной базы Сонгша (Songsha, Sungsha). Из тумана, звеня колокольчиками, появляется живописный караван груженых яков. Два погонщика на тибетских лошадках, украшенных красными ленточками. Непосредственно перед базой (на самом деле две отгороженных забором территории по обе стороны от дороги) пересекаем вброд небольшой грязный поток, стекающий с гор.

От базы дорога поворачивает налево и, поднимаясь на вал древней морены, выводит к реке, где пасутся стада домашних яков. Начинается подъем на перевал. Проезжаем чистенькое селение Як Яр. Аккуратные стандартные одноэтажные дома, приветливые люди, дети заняты заготовкой хвороста (можжевельника). Мимо проезжает груженый автобус, оттуда нам машет знакомый по пути в Али китайский бизнесмен, дышавший кислородом. Вот так встреча!


Яки на подъеме к пер.Джерка

Погода портится. Налетает туман, видимости нет. Уклон дороги увеличивается. После выхода на небольшой перевал дорога монотонно продолжает подниматься на водораздел несколькими ступенями плоских увалов. Каменисто–песчаная сменяется галечниковой, на крутых участках ведем велосипеды, сопротивляясь ветру.

Спускаемся с перевала в живописную долину по правому берегу небольшой горной речки. Туман рассеивается, проглядывает солнце. Богаче становится растительность, появляются грызуны, птицы. Последние 10 километров до Менша дорога представляет собой галечниковую «стиральную доску». Едем вниз, но скорость невысока и сказывается усталость.

По мосту переезжаем на левый берег реки и въезжаем в селение Менша, стоящее на перекрестке путей. Отсюда основная дорога идет на восток мимо Кайласа и далее до Лхасы. На юг – по р.Сатледж и в Индию. Останавливаемся на ночлег в дешевой ночлежке на краю поселка. На ужин заказываем мясо в придорожной китайской забегаловке. Хочется отдохнуть. Завтра планируем на полдня выезд налегке на минеральные источники. Знакомимся с японскими туристами, с которыми будем встречаться еще на протяжении нескольких дней в различных местах.

13.10.04 Менша (4500м) – радиальный выезд на горячие минеральные источники Титапури (Tirthapuri, 4320м) – водораздельное плато в район Кайласа.

Священные источники Титапури расположены в 9 км к югу от Менша в долине р.Сатледж. Паломники, уже завершившие священный обход вокруг Кайласа, совершают ритуальные омовения. Здесь можно также пройти малую кору (обход) вокруг святых мест. Паломников сейчас немного, сезон закончился. Рейсового автобуса нет, добираются кто как может.

Монастырь в Титапури

Дорога от Менша до источников идет вниз по левому берегу реки. Далее влево через небольшой отрог выезжаем к монастырю, расположенному на крутом каменистом склоне. Внизу у реки справа от дороги – горячие источники, термометр нагрелся до 52 градусов. Очень интересны молитвенные стены (mani wall) – ряды уложенных рядом молитвенных плит – длиной до 200м. Для того чтобы помолиться, достаточно покрутить круглые резные барабаны. В них тексты молитв, каждая из которых начинается словами "Ом мани падме хум!" – "О, божество на лотосе!" Монастырь и чортены выкрашены охрой и белой глиной. В монастырь пустили только мужчин. Лама ведет прием посетителей.


У источника

Прачечная

Внизу бьют несколько теплых ключей, где мы тоже совершаем ритуальные омовения горячей водой (впервые после Кашгара) с применением шампуня и мыла. Холодный пронизывающий ветер не дает расслабиться в теплой ванне, но мгновенно высушивает наши непривычно чистые вещи.

Вернувшись в Менша, обедаем и докупаем печенье, сок, немного овощей, туалетную бумагу. До сих пор мы не встречали русских. А здесь, в Менша, познакомились с ребятами из экспедиции «Открытие Тибета», которые направлялись к старту своей третьей (водной) части маршрута – сплава по р.Сатледж.

Пожелав друг другу счастливого пути, мы продолжаем движение на восток к Кайласу. Каменистая дорога, местами со «стиральной доской», идет вверх по левому берегу реки. Уклон небольшой. Трасса пустая. За день проходит несколько джипов, пара военных грузовиков (типа ГАЗ-66) и грузовых машин с местными жителями (типа ГАЗ-53), раз в несколько дней – колонна бензовозов.

На плато после Менша

Ночевка в долине реки
Постепенно выезжаем на водораздельное плато. Ехать становится легче, грунтовая дорога без камней, но встречный холодный ветер. Горы северного хребта начинают принимать характерный «кайласовый» облик слоеного пирога. Пересекаем по мосту крупный приток, долина и склоны которого поросли кустарником, на втором останавливаемся на ночлег. Пасется разноцветное стадо. Пастухи интересуются нашими велосипедами. Река к вечеру замерзает. Даже внизу в долине реки ветер такой, что растяжки палатки приходится закреплять за велосипеды.

14.10.04 Водораздельное плато в район Кайласа – Дарчен (Darchen, 4650м)

Утром, поднявшись на плато, продолжаем движение. Снег, выпавший за ночь, на ветру понемногу испаряется, температуры отрицательные, на дороге сухо. Подъезжаем к очередному притоку. Моста нет, идет шуга, глубокий брод, дно не просматривается. Ждем машину, одели пуховки, кипятим чай. Опять удача! Через час навстречу идет пустая открытая платформа. За весь поход такую видим первый раз и как раз вовремя! Договорились быстро.


Плато перед Кайласом

Брод. В ожидании машины

Погрузка на платформу

Через час движения по плато слева появляется самая священная гора Азии, Кайлас (6714м). Она возвышается в гордом одиночестве над всеми окрестными вершинами и, как будто, дразнит, то появляясь, то опять исчезая в низких облаках. Нас поражает ее пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света.


У подножия Кайласа

На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В религии Бон, Кайлас иногда так и называют "Горой Свастики".

Как из библейского рая, из района Кайласа вытекают четыре реки: Инд, Сатледж, Цангпо (или Брахмапутра) и Карнали. Подъем на вершину, оставшуюся непокоренной, категорически воспрещен. Обход вокруг горы (кора) – самое важное паломничество в жизни тибетца или индуса.

Начинается длинный пологий спуск с широкую котловину, поросшую травой и низким кустарником. Справа видны озера. Дорога песчано-каменистая, местами колеса вязнут, многочисленные треки пересекают котловину вдоль и поперек. Стараемся выбрать трек, где меньше песка и камней. Показался поселок Дарчен, расположенный у подножия горы. Он находится в стороне от основной дороги. Выбираем трек, ведущий к поселку. Начинаются галечниковые поля. Преодолеваем вброд несколько мелких потоков, стекающих с Кайласа. До поселка набор высоты 150м.


Песчаная дорога на спуске
к Кайласу

Брод перед пос.Дарчен

Галечниковые поля
под Кайласом

В Дарчене остановились в доме местных жителей, отдельная комната. Холодно, пронизывающий ветер, идем в пуховках. Ужинаем в небольшой китайской я забегаловке. В местной чайной (надпись по-английски!) встретились со знакомыми японцами. Познакомились с ребятами из Израиля, которые на следующий день должны выйти на маршрут вокруг Кайласа. В горах снега уже выше колена. Яки, обычно сопровождающие такие группы, уже не пройдут. В местном отеле для туристов (удобства на улице, телевизор в холле, одно место 100Y за ночь!) живут несколько американцев, немцы, австрийцы. Сезон кончился.
Женщины Дарчена

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2005.