Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Тибету, совершенном в октябре 2004 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (3832) 33-85-42

Маршрутная книжка: О – 232 – 04

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута: (ч.1), (ч.2), (ч.3), (ч.4)
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

5. Описание маршрута (часть 3)

15.10.04 Дарчен (4650м) – оз.Манасаровар (Manasarovar, 4570м).

Ясное морозное утро. На юге возвышается семитысячник Гурла Мандхата, за ним уже граница с Индией и Непалом. Есть дерзкая идея заехать в Непал отсюда. В путеводителе сказано, что закрытым пограничным переходом пользуются паломники из Непала, совершающие кору вокруг Кайласа. У местного англоязычного гида узнаем информацию о Пуранге – городе, расположенном в 120км к югу от Дарчена на границе с Индией и Непалом. Гид сообщает, что могут пустить, если прикинуться больными или указать еще какую-нибудь вескую причину. Посетили местное отделение PSB. Чиновник сказал, что переход закрыт. Решаем рискнуть. Тем более что дорога проходит по священным местам.

Посещаем местное учебное заведение – школу тибетской медицины, здание которой построено на средства швейцарских спонсоров.

Закупаем недостающие продукты: печенье, карамель, сухое молоко. К обеду выезжаем из Дарчена к озерам.


Брод после пос.Дарчен

От поселка дорога многочисленными каменистыми треками спускается на юг в межозерную котловину. Пару речек, стекающих с Кайласа, преодолеваем вброд, третью – прямо по льду. Уже день, но река еще не вскрылась. Выходим на основную дорогу.

Продолжаем движение в восточном направлении, перед небольшим поселком Барга (Barga) переезжаем по мосту через реку. Отсюда на юг отходят многочисленные треки. Выбираем направление вдоль телефонных столбов. Небольшой набор высоты, дорога поднимается на очередной холм, откуда открывается потрясающий вид на священное озеро Манасаровар – известное не только в Азии, но и далеко за ее пределами.

Манасаровар – означает изначальный Разум (Разум, содержащий в себе всю Вселенную). По-тибетски его называют Mapham Tso – "Победное озеро". Озеро символизирует солнце и свет в противоположность луне и темным силам. Йоги, прибывшие сюда из Индии, совершают ритуальные омовения, очищаясь от всех грехов, а тибетцы с четками в руках обходят его, ночуя по пути прямо на земле, прикрывшись чем-то вроде одеяла. И все пространство здесь насыщенно эманациями и молитвами великих святых. Поэтому простым смертным здесь проще молиться и взбираться по ступеням духовного пути, ведущего к просветлению. Для индуистов эти места изначально святы, так как Кайлас считается обителью Шивы. Буддисты же верят, что боги искупали в этом озере Майю перед тем, как она родила Будду.

Периметр озера составляет около 84 км. Паломники совершают обход вокруг за 4-5 дней.


Священное оз.Манасаровар

Медитируем

Тропа паломников, совершающих кору вокруг озера, отмечена пирамидами из камней и тянется на юг по ровному плоскогорью над озером. Впереди возвышается Гурла Мандхата. Вдали виднеется монастырь Чиу Гомпа (Chiu Gompa, Sparrow Monastery), расположенный на вершине утеса над озером. Песчаная дорога после нескольких подъемов и спусков выводит нас на берег озера к монастырю. У воды видим подъехавших на джипе знакомых японцев. У подножия утеса – стена мани – уложенные рядами молитвенные плиты. Самой священной частью монастыря считается небольшая пещера Гуру Римпоче, ее стены покрыты тканями. Согласно местной легенде, Гуру провел здесь последние семь дней своей жизни.

На западе видна река Ганга Чу, берега которой украшены молитвенными флагами. Мощная летом, сейчас она спокойно несет свои воды, впадая в озеро под утесом. Здесь же – геотермальный источник, окруженный небольшим сооружением, где паломники принимают ванны.


Минеральный источник на
р.Ганга Чу

Монастырь Чиу Гомпа

Спускаемся к источнику по тропе, обходя скалы, круто обрывающиеся в воду. Все эти скалы буквально испещрены пещерами индуистских и буддистских отшельников. Переходим по узкому деревянному мосту речку и поднимаемся к деревушке, состоящей, в основном, из постоялых дворов для паломников и туристов. Знакомимся с двумя немцами, их группа (завезли на 4-х джипах из Катманду) уже совершила обход вокруг Кайласа и отдыхает после трудного пути. Ребята отдали нам излишки своих продуктов, привезенных из Германии: сыр, палку салями, батончики-мюсли, лапшу с сухими соусами. Терпеть больше нет сил. Сыр и мюсли разодрали на месте, запив чаем в ближайшей забегаловке. Запасаемся водой для ночевки.

От деревни движемся на запад и через пару километров выходим на основную трассу Барга – Пуранг. Справа на мелком озерце работают драги. Встаем на ночевку у дороги без воды.


Ночевка

16.10.04 оз.Манасаровар (4570м) – оз.Раксас Тал (Raksas Tal, Lhanak tso, 4590м) – пер.Гурла ла (Gurla la, 4800м) – Пуранг (Purang, Taklakot, 3850м).


Поднимаемся на водораздел
между озерами

Дорога вдоль оз.Раксас

Ясное морозное утро. Продолжаем движение на юг. Утром в Пуранг проехали две военные машины, да пара джипов. Песчаная дорога идет между холмами, постепенно поднимаясь к высшей точке водораздела между озерами Раксас Тал и Манасаровар на 285м. Отсюда открывается неповторимый вид на оба озера, белые зубцы стены Гималаев на юге и снежная шапка Кайласа на севере. Спускаемся к озеру Раксас Тал.

Дорога двумя узкими галечниковыми треками огибает юго-восточную оконечность озера и уходит в безжизненные холмы в юго-западном направлении. Табуны куланов-киянгов и джейранов проносятся мимо, поднимая пыль.

Песчано-галечниковые поля
вдоль оз.Раксас

Дорога Барга – Пуранг огибает
г.Гурла Мандхата с запада
Небольшой набор высоты по узкой сухой долине, и мы выезжаем в широкую котловину, лежащую на высоте выше 4500м. Дорога кажется бесконечной. Холмы сплошь покрыты выжженной травой и куртинами низкого кустарника. Давно нет воды, сильный встречный ветер. По окрестным холмам пасутся пестрые отары.


На пер.Гурла ла

Гималаи встают сплошной
стеной

Щебеночная грунтовая дорога расходится многочисленными треками, собираясь на пер.Гурла ла. До него – набор высоты 200м. На широкой седловине – огромная куча камней, белые ритуальные шарфы и молитвенные флаги. Стена Гималаев приближается. С юга, со стороны нашего спуска доносится гул натруженных моторов. Три ярко раскрашенные, груженные нехитрым скарбом машины, буквально увешаны местными жителями. Колонна медленно вползает на перевал.

На спуске с перевала в долину р.Карнали едем по широкой профилированной щебеночной дороге. Это – подарок к выходным. Последний раз мы видели подобное неделю назад, после Али. Быстро теряем высоту. Дорога недавно отсыпана, заканчивается строительство нового большого бетонного моста через левый крупный приток р.Карнали, стекающий непосредственно из-под семитысячника Гурла Мандхата. По размеру моста легко представить масштаб этого потока в большую воду. Но сейчас это – чахлый ручеек, даже не оттаявший в течение дня. Строительство свернуто, вокруг нет ни палаток рабочих, ни дорожной техники.


Участки профилированной
дороги перед Пурангом

Брод через речку, стекающую
с г.Гурла Мандхата

Справа подходит долина р.Карнали. Река остается далеко внизу. Ее правый берег тянется обрывистой стеной на многие километры. Вся долина расцвечена причудливыми красками.

Профилированная дорога кончается так же внезапно, как и началась. Продолжаем пересекать многочисленные левые боковые притоки, набирая и сбрасывая 150-200м высоты. На первом притоке с водой останавливаемся на поздний обед. Снег по берегам ручья не тает даже днем, сильный холодный ветер.

Участки профилированной щебеночной дороги чередуются с обычной грунтовкой, спускаемся непосредственно в долину, от перевала потеряв 500м по высоте. Второстепенная дорога уходит направо через р.Карнали по новому мосту. Продолжаем движение по основной дороге, пару раз набрав и потеряв 250-300м высоты, пересекаем по мосту и вброд несколько небольших (в этот сезон) притоков. Кажется, этому не будет конца.


Последний перевал на пути
к Пурангу

Каменистая дорога режет контрфорсы, выводя на последний перед Пурангом перевал. Вечернее солнце раскрашивает Гималаи розовым цветом. Далеко внизу виден поселок Гару. Несколько петель серпантина, сбрасываем 400м высоты по грунтовке, сплошь усеянной средними и крупными камнями.

Высота 3950м. Поселок разбросан по отвесным берегам многочисленных ручьев, чистенькие домики, террасные поля по краям выложены крупными камнями, сложная система ирригации. Но особенно поражает шуршание сухой не опавшей листвы ив, растущих вдоль дороги. Уже много дней мы не видели ничего подобного.

От поселка быстро сбрасываем еще 150м по широкой мелкой щебеночной дороги по левому берегу р.Карнали. Долина сужается. Правый отвесный берег черной конгломератной стеной высотой 100-150м тянется уже многие километры. Видны группы пещер, приспособленные под жилье, с характерными тибетскими окнами. Река резко поворачивает вправо, и мы въезжаем в многоэтажный современный город Пуранг. Главная улица одета в асфальт. На ней расположились банки, гостиницы, лавки, ресторанчики, забегаловки, автостанция, таможня, школа, больница, военная часть, пограничники и многое другое. Мы не ожидали после сегодняшнего дикого безмолвия оказаться в очаге цивилизации.

Устраиваемся на ночь в местную гостиницу. Одноэтажные корпуса напоминают пионерский лагерь, но ни умывальник, ни удобства, в принципе, не предусмотрены. Уже в темноте заходим поужинать в небольшой ресторанчик типа уйгурской харчевни. После напряженного дня бараньи ребрышки с пивом и лепешки, как никогда, кстати. Разнообразная публика: кроме тибетцев, китайских военных много лиц индо-арийского типа. Граница близка.

Какова вероятность встретить здесь знакомого человека? Полагаю, что близка к нулю. Тем не менее, именно в этот ресторанчик заходят наши старые знакомые – японцы! Получается, что мы едем со среднедневной скоростью джипа, раз встречаем их каждый день! Кстати сказать, завтра мы встретим здесь же того китайского бизнесмена, который дышал кислородом еще в автобусе до Али и проехал мимо нас в селении Як Яр несколько дней назад.

В полной темноте выходим на улицу, но ночная жизнь кипит. Сегодня суббота, отовсюду доносится современная музыка, молодежь играет в бильярд, мужчины постарше обсуждают политические проблемы. Женщин не видно.

Суббота у нас каждый раз отменная, настоящий праздник!

17.10.04 Пуранг (3850м)

Сегодня – дневка. Утром идем "сдаваться" в PSB. Ноги, привыкшие крутить педали, неуютно чувствуют себя на ровном асфальте. Вызывают англоговорящего гида. Нас долго расспрашивают о причине столь необычного желания покинуть Китай именно в этом месте. Мы стойко отвечаем, что долго едем, очень устали, и, главное, болеем. Приходилось все время кашлять для верности. Чиновник долго изучает пару толстых томов инструкций, записывает наши данные в журнал, жмет руки. Ура! Мы можем ехать! Еще одна небольшая формальность. Надо зайти к пограничникам.

Провожают к пограничникам. Создается впечатление, что нас все время "пасут". Пока ждем начальство, играя в шахматы, собираем целую группу болельщиков, все дают советы. Один местный солдатик заговорил с нами по-русски, учил в школе. Приходит несколько офицеров, начинают, активно жестикулируя, разговаривать между собой, уходят связываться с Пекином для принятия окончательного решения. Еще час томительного ожидания. Выносят приговор: проход через границу в этом месте запрещен, если бы из Непала, тогда – пожалуйста, милости просим! Но не забудьте еще и штраф заплатить за въезд в закрытый для иностранцев город Пуранг!


Маленькие
жители Пуранга

Ведут обратно в PSB. Все тот же чиновник опять долго изучает те же два пухлых тома инструкций. Те же объяснения с нашей стороны, но теперь все повернулось в другую сторону. В нашем пермите не указан иероглиф Пуранг. Конечно, в Али мы и помышляли об этом. Предлагаем чиновнику самому вписать заветное слово в документ. Отказывается. Наверное, штрафы приносят немалый доход казне. Пришлось заплатить. Дали квитанцию, сказали, что теперь у нас есть полное право оставаться в городе.

Уже послеобеденное время, а мы еще не завтракали! На местном рынке большой выбор овощей и фруктов, привезенных из Индии. Остаток дня проводим, интенсивно восполняя потерянные калории, попутно затеяв стирку горячей водой из термосов.

Баранья нога с капустой и картошкой, приготовленная на примусе, салат из свежих овощей. Местную пекарню посетили раз пять. Очень вкусны горячие булочки. Хлеб последний раз ели неделю назад еще в Али.

Решаем завтра искать машину обратно до Барги. До Непала отсюда еще около 800км. Заехали на автостанцию. Стоят только несколько джипов. Ничего подходящего для нас нет.

18.10.04 Пуранг – Барга (Barga, 4600м) – Хор (Hor, 4530м)

Из Пуранга в Али один раз в несколько дней идет автобус типа ПАЗ. Сегодня – понедельник, автобус есть! Нам опять везет! Привязываем велосипеды на крышу, автобус пару раз неспешно проезжает туда-сюда по главной улице, загружая пассажиров с нехитрым скарбом и груз оргтехники с таможенного склада. В этом небольшом автобусе есть даже спальные места. Пара матрасов брошена прямо на двигатель. Там уместились трое. Как только можно спать на такой ужасной дороге?


Барга

Знакомый путь до Барги даже на автобусе показался нам очень длинным. Без аварии тоже не обошлось. Даже удивительно, сколько разнообразных ландшафтов за день мы проехали накануне, сидя в седле! Кайлас, как зорко следящий страж, постоянно сопровождает нас. В Баргу приезжаем уже после обеда, выгружаемся у шлагбаума чекпоста. Военные не заинтересовались нами. Леденящий ветер, несущий пыль, температура ниже нуля.

А вот и наши знакомые японцы. Они, скучая, ждут попутки на восток. У нас осталась только неделя отпуска. А до Саги, откуда мы должны свернуть с основной дороги, еще почти 500км однообразного унылого ландшафта и перевал за 5000м в долину р.Брахмапутра. Мы тоже не прочь проехать этот участок на машине, но машин нет.


Гелиокипятильник

Обедаем в придорожной забегаловке. Лапша б/п, жареные лепешки (впервые!) и чай. К вечеру выезжаем из Барги на восток в сторону Лхасы. Широкое межозерное плато, поросшее травой и кустарником, на юге просматриваются узкие полосы священных озер, подсвеченные заходящим солнцем. Ветер в спину. Едем по грунтовой каменистой дороге, дриблинг, можно выбрать трек, где меньше камней, но больше песка и пыли. Несколько рек, стекающих с хр.Кайлас, пересекаем по мостам.

Впереди показался поселок Хор: военная база, дорожная служба, постоялые дворы. Останавливаемся на ночлег на постоялом дворе. Комната с печкой, которую топят кизяком. На полу кинут кусок линолеума. К такому сервису мы не привыкли!

19.10.04 Хор (4530м) – оз. Конгу Цо (Konggyu Co, 4830м)

Ясное морозное утро. Начинаем чувствовать высотную и холодовую усталость. Надоело бороться с холодом, ветром. Унылый ландшафт начинает действовать угнетающе. Каменистая дорога уходит наверх на вал древней морены, далее вьется между холмами вверх по течению реки с небольшим набором высоты. Участки реки местами подо льдом.

Сегодня ветер в спину, но температура, по-прежнему, низкая. Выезжаем на высокогорное плато, пустынный ландшафт, перепады высот до 200м. Многочисленные песчано-каменистые треки уходят в холмы, постоянно пересекая, в основном, сухие галечниковые русла. Стараемся выбрать оптимальный путь. Колеса то утопают по спицы в песке и пыли, то скачут по крупному галечнику. Местами даже легче ехать без дороги.

Ближе к обеду обгоняет стайка джипов, оставляя за собой пыльное облако, попутных грузовых машин нет, пара военных машин не останавливается. Трасса, прямо скажем, не напряженная. Ветер сменился на южный. Пообедали остатками немецкой роскоши – батончиками-мюсли. Далее спускаемся вниз в долину правого притока, по бетонному мосту переезжаем через небольшую (в это время) реку, опять выбираемся наверх на плато. Здесь развилка: налево на север уходит второстепенная дорога. На наших картах ее нет, но нам прямо, на восток, иероглиф Лхаса мы узнаем на впервые встреченном указателе.

Впереди слева от дороги в километре виднеются какие-то развалины. Вокруг ни души. Возможно, это Ребо (Rebo). Далее набираем высоту и через отрог спускаемся к красивому высокогорному озеру Конгу Цо, в котором отражаются окружающие горы. Вечерний сильный боковой ветер буквально сдувает с дороги.

Озеро вытянуто с востока на запад на 18км, дорога идет по северному берегу, пересекая по мостам несколько небольших речек, впадающих в озеро. На одной из них останавливаемся на ночевку. Светового времени еще хватает, но далее могут быть проблемы с питьевой водой, так как дорога идет вверх на перевал в бассейн р.Брахмапутра. Ужин, приготовленный с расчетом и на завтрак, был съеден за один присест. Набрать воды, чтобы не долбить утром лед, уже не успели. Речка замерзла окончательно.

20.10.04 оз.Конгу Цо (4830м) – пер.Маюм ла (Mayum la, 5180м) – Парянг (Paryang, 4600м) – пер.Соге ла (Soge la, 4750м) – Дзонгба (Zhongba, 4600м) – пер.Синг ла (Sing la, 4900м) – пер.Торке ла (Torkyo la, 4880м) – Сага (Saga, Gyagya, 4500м)


Раннее утро на оз.Конгу Цо

Ранним морозным утром, пока варится молочная кашка, неспешно собираем вещи. Замечаем попутный грузовик, стремительно спускающийся к озеру. Это наш шанс. Договорились быстро, машина тоже в Сагу и далее в Лхасу. В пять минут собираем лагерь и загружаемся в кузов уже очень пыльной машины с грузом продуктов для военных баз. Водитель проследил, чтобы наши велосипеды были надежно прикреплены к бортам машины.

Олег сразу нашел применение своему респиратору, ожидавшему этого момента уже третью неделю. Остальные натянули по самые глаза флис и виндблок. Ощущения не передаваемые. Часа два тряски по камням через пер.Маюм ла (Mayum la) в долину р.Цанг-По (тибетское название р.Брахмапутры), и машина въезжает на территорию военной базы. Мы выходим нетвердой походкой прямо на баскетбольную площадку – непременный атрибут китайских военных баз. Пока солдаты разгружают продукты и ремонтируют машину, офицеры проверяют наши паспорта. Пермитом не заинтересовались.


У камелька
Еще два часа прыгаем по камням. Мы давно стали равномерно серыми от пыли. Вот и очередная остановка. Уже асфальт, наверное, город. Солдаты выгружают оставшиеся продукты. Уже послеобеденное время, а мы даже не завтракали. Водитель говорит, что остановка на полчаса, можно покушать. Мы в городе "Тонга", как говорят местные жители. По нашей карте этому соответствует Дзонгба (Zhongba). Двухэтажные дома, километр асфальта. Чувствуется приближение цивилизации: телевизор с неизменными армейскими китайско-японскими "жутиками" в небольшом ресторанчике. Заказали холодец (горячее блюдо), мясо с овощами, рис, пиво. Были даже сомнения в способности продолжить путь в кузове без последствий, но все оказалось радостней. Вместе с последними продуктами остались на военной базе и несколько местных солдат, которые ехали в кабине, поэтому мы получили приглашение от водителя продолжить путь вместе с ним. Теперь нас в кабине семеро.

Из города выезжаем на основную дорогу. Святое место с молитвенными флагами у красных скал. Широкая холмистая долина, встречаются песчаные гряды. По мостам и вброд пересекаем несколько чистых потоков. Скорость машины на ровных участках – 80-100км/час. Вокруг разноцветные скалы: сиреневые, желтые, коричневые. Начинается подъем на перевал. Несколько петель серпантина, и мы на перевале. Водитель и местные произносят несколько раз магические слова типа: "Коч! Коч!" Вновь спускаемся в долину р.Цанг-По.

Преодолев еще пару перевалов, уже в сумерках буквально скатываемся в Сагу. Быстро строящийся современный город. Телефон, интернет, минимаркеты, рестораны. Остановились в гостинице в соседних с водителем номерах. Удобства на улице, здесь же водой из шланга умылись сами и помыли велосипеды, устранили последствия транспортировки в грузовике: заклеили седло, заменили камеру, подрегулировали переключатели.


Сага. В ресторане

Сага.
Все современные тибетские
города очень похожи

Водитель денег не взял, мы пригласили его в ресторан отужинать. Нам посоветовали недорогой китайский ресторан. Отдельный кабинет, шелковые шторы, современная обстановка даже немного шокировала. Пиво и многочисленные блюда расслабили очень быстро. Когда настало время платить, оказалось, что за все уже заплачено! Водитель оказался полицейским. Он через переводчика объяснил: "Вы гости в моей стране, я хочу, чтобы вам здесь понравилось". Такого сюрприза в Китае у нас еще не было!

Завтра машина продолжит путь в Лхасу через Латце (Lhatse), а мы коротким путем через соленые озера Дролунг и Пайко поедем до Ниалама и далее в Непал. Эта дорога короче основной через Латце на 325км, ею пользуются для доставки туристов от Катманду до района Кайласа. Дорога сложна и опасна, особенно в дождливый сезон, да и сейчас состояние ее намного хуже, чем основной.

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2005.