Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Тибету, совершенном в октябре 2004 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (3832) 33-85-42

Маршрутная книжка: О – 232 – 04

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута: (ч.1), (ч.2), (ч.3), (ч.4)
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

5. Описание маршрута (часть 4)

21.10.04 Сага (Saga, Gyagya, 4500м) – пер.Панг ла (Pang la, 4760м) – перевал (4850м) к оз.Дролунг Цо (Drolung Tso, Lodu Loney Co, 4650м) – перевал (4780м) к оз.Пайко (Paiko Tso, 4625м)


Паром через р.Цангпо

Подъем на пер.Панг ла

Утром закупам недостающие продукты. Спускаемся к р.Цанг-По, далее едем вверх по левому берегу пару километров. Здесь строится бетонный мост. Бесплатно переправляемся на пароме на правый берег р.Цанг-По. Каменистая дорога идет вниз правым берегом реки и через пару километров поворачивает на юг в сухое боковое ущелье. Попадаются участки крупных камней – последствия схода селей в дождливый период.

Переезжаем вброд небольшую речку. Дорога уходит на юго-восток. Далее воды нет. Начинается подъем на пер.Панг ла. Несколько петель серпантина, и мы на перевале. Спуск каменистым серпантином приводит к военной базе, здесь же домики местных жителей. На картах поселка нет. Переправляемся вброд через реку по крупным камням.

Мы вызываем всеобщее внимание жителей. Видно, что джипы с туристами здесь не останавливаются. Мужчины, женщины, старики и, конечно, дети сбежались посмотреть на нас. Мужчины, как и везде, заинтересовались нашими велосипедами. Женщины приглашают нас в дом откушать тибетского чая, который готовят, взбивая заваренный чай с ячьим молоком, маслом, солью. Горячий питательный напиток придал нам силы перед подъемом на очередной перевал. Даже взяли 0,5л бутылку напитка с собой.


Нижняя часть подъема на
перевал к оз.Дролунг Цо

Верхний серпантин на подъеме
на перевал к оз.Дролунг Цо

Начинается подъем на перевал к озеру Дролунг Цо. В нижней части подъема дороги, практически, нет. Многочисленные треки проложены по сухим селевым сходам с крупными камнями, кое-где текут ручьи, встречаются наклонные плиты скальных выходов. Идем пешком. Сильный пронизывающий встречный ветер. Постепенно все треки сходятся к нескольким отрезкам серпантина. Подкрепляемся еще теплым тибетским чаем. Каменистая дорога выводит на перевал.

На перевале стоять невозможно, сильный ветер буквально сдувает с седловины. Поспешно начинаем спускаться на высокогорное плато. Несколько петель серпантина каменистой дороги со следами промоин. В нижней части спуска рабочие примитивной техникой улучшают дорогу. Колеса вязнут в песке. Слева синеет озеро Дролунг, окаймленное белой полосой соли. Окрестные горы отражаются в нем, как в блюдце. У берега в нескольких местах разбросаны белые палатки тибетцев-кочевников. Объезжаем озеро с запада. Справа наверху под скалами – крохотный поселок из примитивных мазанок-укрытий и палаток. Пересекаем маленький ручей, впадающий в озеро. Неужели из этого одного ручейка все местные жители берут воду?


Оз.Дролунг Цо

Постепенно поднимаясь над плато западным склоном, дорога широкой правой дугой уходит на юг. Небольшие подъемы и спуски. Встречный ветер. Пересекаем замерзший ручей, делаем обед. Еще пара подъемов, внезапно появляется дорожный знак: 53км, небольшой спуск к сухому перевальному озеру. Открывается вид на Гималайский хребет. На 60км – новый поселок, одноэтажные строения выкрашены светлой краской. Основная дорога уходит направо вверх по долине на Кийронг (Kyirong, Gyirong) и в "Долину счастья", мы сворачиваем налево. Песчаная дорога несколькими треками взбирается на невысокий холм-прилавок, тянущийся с юга на север. Это и есть водораздел в долину озера Пайко.

Резкий спуск к замерзшему ручью, берущему начало с северного склона Гималаев. Ручей переходим по льду. Выходим наверх холма и вновь резкий спуск в узкую долину следующего притока. Дорога идет вниз по долине. Находим замерзший ручеек. Здесь ночуем. Завтра по плану выход на шоссе Дружбы.

22.10.04 Оз.Пайко Цо (4625м) – плато Дигур Танг (Digur Tang, 4650м) – перевал (5055м) – шоссе Лхаса - Катманду (4950м) – пер.Ярле Шунг ла (Yarle Shung la, 5122м) – Ниалам (Nyalam, Nyelam, 3800м)


Спуск в узкую долину к
оз.Пайко Цо

Оз.Пайко Цо

Ясное морозное утро у подножья Гималаев. Ветра пока нет. Встаем рано, день будет трудным. Дорога идет левым берегом ущелья, причудливые скалы-останцы "стерегут" долину. Быстро скатываемся вниз. Сейчас русло реки сухое, но во влажный период река может представлять серьезную опасность. Постепенно русло наполняется водой. По мосту переезжаем на правый берег долины, поднимаемся наверх.

Открывается вид на большое озеро бирюзового цвета с полосами соли по берегам. Это Пайко Цо. Плоская котловина с севера и востока обрамлена коричневыми холмами конусовидной формы, на юге встают стеной снежные гималайские вершины: семитысячник Gang Benchnen, 7211м и далее восьмитысячник Шишапангма (Mt Shishapangma), 8012м. Спускаемся к озеру и объезжаем его с юга.


Дорога идет вдоль Главного
Гималайского хребта

Плоская песчано-галечниковая долина, пересекаем по мостам три крупных притока, стекающих с Гималаев, несколько мелких переходим вброд. Пополняем запас пресной воды. Продолжаем движение на восток по высокогорному плато Дигур Танг. Вокруг настоящая песчаная пустыня: дюны и высокие гряды песков. Иногда приходится вести велосипед рядом или ехать рядом с дорогой. Много треков постепенно сходятся в два основных, песок и галечник уступает место мелкому щебню. После обеда ехать становится намного легче. Небольшой набор высоты. Широкое плато постепенно сужается, слева (на севере) вдали виден отдельно стоящий холм правильной формы. У подножья холма небольшое селение с монастырем наверху.


На плато Дигур Танг

Справа (на юге) восьмитысячник Шишапангма, где-то здесь по путеводителю поселок Селунг и поворот на юг к северному базовому лагерю Шишапангмы. Поселка мы так и не увидели, возможно, что проехали более северным треком. Проезжаем чекпост – шлагбаум с будкой, одиноко стоящий посередине огромного открытого пространства. Постовой к нам так и не вышел.

Переезжаем по мосту реку, являющуюся, как бы, восточной границей плато. Дорога расходится равнозначными треками. Направо – вверх по реке, налево – вниз. Решаем ехать направо, то есть на юг. По карте это самый быстрый выезд на шоссе. Подкрепляемся печеньем для последнего марш-броска. Пополняем запасы воды.


На плато Дигур Танг.
Начало подъема на перевал

Каменистая дорога идет правым берегом реки вверх по течению. Далее поворачиваем на восток и уходим с набором высоты в округлые холмы. Каменистый трек вьется между холмами, круто забираясь вверх прямо по линии падения воды. Следы работы воды видны повсюду. Идем пешком, ехать с грузом по таким камням вверх на высоте 5000м тяжело. В путеводителе этот путь в обратном направлении имеет название "американские горки". Вот и перевал. Вокруг унылые однообразные плоские холмы. Треки собираются с окрестных холмов в один. Мы выезжаем на шоссе Лхаса – Катманду между двумя перевалами через Гималайский хребет (маркировка 5278км), сократив путь, согласно путеводителю (выход на шоссе на маркировке 5265км и высоте 4495м еще до перевала Лалунг ла), на километров на пятнадцать и потерю высоты в 500м.


Выезд на шоссе
Лхаса – Катманду

По широкой профилированной щебеночной дороге быстро спускаемся к мосту через бурную реку. За мостом – несколько домиков: дорожная служба, постоялый двор, забегаловка, закрытая лавка.

Одиноко стоящий грузовик, кажется, поджидает именно нас. Договариваемся быстро, и мы уже в кузове. Вечереет. Машина медленно поднимается на второй перевал через Гималайский хребет Ярле Шунг ла (Yarle Shung la, 5120м). На перевале растянуты молитвенные флаги. Вновь открывается замечательный вид на Шишапангму. Эта вершина нас сегодня сопровождает целый день.

Спуск несколькими серпантинами в горную долину. Постепенно все оживает: появляются селения, пастбища. Вечером машин на трассе нет. Дорога через бетонный мост уходит на правый берег реки.

Большой белый чортен по левую сторону от дороги указывает, что здесь находится пещера святого отшельника Миларепы, три года проведшего в ней в медитации. Каменистая дорога сужается, идет в глубоком каньоне высоко над водой. Из-за очередного поворота внезапно появляется весь залитый электричеством многоэтажный город Ниалам. Выгружаемся. Проезжаем чекпост, стоящий прямо на мосту через мощный боковой приток. Шлагбаум открыт, на посту никого нет. В городе одна асфальтированная улица, вьющаяся вдоль склона, вдоль которой расположены многочисленные гостиницы для туристов, рестораны, кафе и магазины. У гостиницы – стайка джипов, на них путешествуют европейцы.

Устраиваемся в гостиницу, ужинаем в небольшом дешевом ресторане. Забегаем в кафе. Приятный интерьер, забытые европейские лица... Делимся впечатлениями.

23.10.04 Ниалам (Nyalam, Nyelam, 3800м) – Зангму (Zhangmu, Dram, Khasa, 2240м) – Кодари (Kodari, 1720м) – Барабис (Barabise, 865м)


Спуск начался

Надо сбросить
3000м высоты

Дорога Лхаса – Катманду включает самый даунхильный спуск в мире. Потеря высоты 4200м на 160км участке дороги. От Ниалама до Барабиса трехкилометровый сброс высоты на 100км дороги.

Морозное утро. Местное население ходит в масках. Одеваемся по полной программе. Первый этап спуска начинается 1500м сбросом высоты на участке дороги в 33км. Широкая грунтовка с участками скальных выходов и следами каменных обвалов. Замерзшие водопады постепенно оттаивают, ниже 3500м мы ощущаем резкий запах смолы хвойных деревьев. Оказывается, у нас есть еще и обоняние!

Водопады

Постепенно хвойные деревья сменяются широколиственными, еще несколько серпантинов, тоннель. Водные потоки, местами, прямо обрушиваются на дорогу, иногда прикрытую бетонным козырьком. Навстречу медленно поднимаются тяжело нагруженные грузовики.

Скалы нависают
над дорогой

Бесконечные петли
серпантина

Дорога идет высоко
над водой

На спуске
Днем трасса достаточно напряженная. Ведь это самый короткий путь в Тибет.

Вот уже высота 2400м. Из-за поворота появляется Зангму – последний на этом пути город Китая. Формальные процедуры – и мы на нейтральной территории.


Зангму – последний город Китая

На мосту дружбы

Сбрасываем еще 500м высоты на 8км нейтральной полосы, и вот он – мост Дружбы. В пограничном офисе заполняем анкеты, приклеиваем фото, платим 30$ за визу. Визу дают на 2 месяца. Обедаем в ближайшем непальском ресторанчике. Доллары меняют без проблем. Цены ниже, чем в Тибете.


Бамбуковые качели

До Барабиса надо сбросить еще почти километр высоты. Проезжаем термальные источники Татопани (Tatopani), расположенные на высоте 1500м. Здесь можно принять горячую ванну.

Спускаемся все ниже. Речки, круто падающие со склонов, преодолеваем вброд. Искусственные террасы, возведенные на крутых склонах до 40 градусов, поднимаются все выше и выше, теряясь в тумане. Здесь уже зона "дождевых лесов". Буйство красок, гигантские деревья, растения и цветы. Одинокий многоствольный баньян на автобусной остановке образует целую рощу.

Бесконечные непальские деревни. Вся жизнь проходит на улице: пасется домашний скот, играют дети, женщины стирают, моют голову, занимаются домашним хозяйством. Сегодня праздник, везде царит веселье, все мажут друг друга красной краской. Для детей во многих местах сооружены огромные бамбуковые качели.


На мосту к приюту
"Borderland"

Переезжаем по мосту на левый берег реки. Полуторакилометровый участок дороги с небольшим набором высоты, река опять уходит в каньон. Указатель на приют "Borderland" направляет состоятельных иностранных туристов по длинному мосту, висящему высоко над рекой на правый берег. Здесь же организуют рафтинг по Бхут Коси (Bhote Kosi). Для желающих прыгнуть вниз головой – "тарзанка".

Городок Барабис расположился вдоль дороги по обе стороны реки. Дома, в основном, 3-4 этажные с верандами на крышах. Народу – уйма! Переезжаем по мосту на правый берег. Здесь автостанция. Устраиваемся в небольшой гостинице за смешную плату. Жена хозяина готовит для нас ужин. Есть даже прохладный душ!


Барабис – конец велосипедной
части маршрута

Везде по стенам гостиницы бегают стайками небольшие бесцветные полупрозрачные ящерки, которые будут нас сопровождать и в других местах. Очень даже мило! Огромный "малярийный" комар, как паук, ползет по стене. Странно, что никакая змея не пришла полакомиться русскими туристами. Ночью звенели комары. Вот уж поистине "райское" место. Как хорошо, что в Тибете никто не звенел!

В Барабисе финиш нашей велосипедной части маршрута. Отсюда до Катманду через невысокий перевал по асфальтовой дороге 86км. Но напряженность основной трассы, постоянные пробки, загазованность не делают этот участок полезным для нашего здоровья. Принимаем решение: ехать на автобусе.

 

24.10.04 Барабис (Barabise, 865м) – Катманду (1390м)


По дороге в Катманду

Утром садимся на автобус до Катманду. Велосипеды и рюкзаки привязываем на крышу. Сами успеваем занять места внизу. Автобус набивается битком. Люди оккупировали и крышу. Санька не выдерживает, вылезает наверх присмотреть за велосипедами, на которых "уютно" примостились местные жители. Автобус останавливается в любом месте, народ входит и выходит постоянно. Парнишка-кондуктор успевает обилетить всех в салоне и на крыше, подать знаки водителю, чтобы разъехаться со встречным транспортом на узкой дороге.

Мужчины в трапециевидных шапочках-топи исполнены спокойного достоинства и доброжелательности. Грациозные женщины в ярких сари с глазастыми любознательными детишками на руках. Нет ругани, окриков, старшим уступают место.


Базар в Непале

Придорожные непальские базары всегда яркое зрелище. Горы живописных плодов искрятся на солнце, соблазняя покупателей. Здесь тропическая папайя встречается с "северными" горными яблоками, маленькие помидорки, гроздья местных мелких бананов, мандарины, спелые внутри, но зеленые снаружи и еще великое множество неизвестных овощей и фруктов.

Везде разноцветные террасы рисовых полей. Рис специально сажают в разное время, чтобы собирать урожай круглый год. Кирпичные заводики вырастают посередине рисовых полей недалеко от дороги. Их продукция пользуется большим спросом.

Дорога бесконечным серпантинов поднимается вверх, быстро спускаясь в долину Катманду. Города переходят один в другой. Выгружаемся на автостанции в центре Катманду.

Большинство иностранных туристов живут в квартале Тамель. Здесь натыканы дешевые и дорогие гостиницы, рестораны с разнообразной кухней, туристические агентства, магазины сувениров и книжные лавки.

Мы остановились новой гостинице "The Great Wall" в самом центре Тамеля, где трехместный номер со всеми удобствами стоил в переводе на рубли 90 рублей за место! Вот уж поистине дешевая страна.

Зато дорогие билеты домой! Четыре недели отпуска кончились. Завтра, 25 октября, мне на работу. А билеты на самолет Катманду – Дэли – Москва достались только на 28 октября. Оставалось 3 дня. Мы выбрали экскурсию Читванский Национальный Парк.

О достопримечательностях Катманду и его окрестностей очень много информации в интернете. Пашупатинатх – главный храмовый комплекс индуистов не только Непала, но и всего мира. Боднатх – самая большая ступа в мире. Украшенная флагами, цветами и молитвенными барабанами, она представляет очень живописное зрелище. Сваямбунатх – самая древняя ступа в стране, построенная на торговом пути из Индии в Тибет около 2000 лет назад. Бхактапур – целый город из храмов, памятников, музеев.


Пашупатинатх

Сваямбунатх – самая
древняя ступа в Непале

Вид на долину Катманду

Замечательно прогуляться по городу невари. Он состоит из сообщающихся друг с другом квадратных дворов. В центре каждого дворика стоит буддийская ступа или небольшой храм. Двор окружен непрерывной стеной трех, а иногда и четырехэтажных домов. Окна часто украшены неварской резьбой, крыши имеют специфическую форму. Каждый двор по-своему уникален, и можно часами переходить из двора в двор.

25.10.04 – 27.10.04 Читванский Национальный Парк

Три дня настоящего отдыха в джунглях! Экскурсия по джунглям верхом на слонах, купание в "теплой" реке вместе со слонами, сплав на каноэ по реке с крокодилами, посещение "детского сада – фермы" слоников, свободно гуляющие дикие носороги, слоны, разнообразные птицы...

Читванский Национальный парк

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2005.