Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Тибету, совершенном в октябре 2004 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (3832) 33-85-42

Маршрутная книжка: О – 232 – 04

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута: (ч.1), (ч.2), (ч.3), (ч.4)
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

8. Итоги, выводы, рекомендации

Спортивный поход пройден группой велотуристов Сибирского Федерального Округа в соответствии с заявленным маршрутом. Во время похода выполнены требования, предъявляемые к походам четвертой категории сложности. Оценка сложности проводилась на основе действующей методики категорирования велосипедных маршрутов. По итогам прохождения маршрута поход засчитан руководителю и всем участникам.

Открытие Тибета состоялось. Уникальные природные ландшафты, памятники природы, религии и культуры делают этот район перспективным именно для велотуризма. Возможность использования попутного транспорта компенсирует огромные расстояния.

Высокий темп движения на маршруте обусловлен хорошей физической подготовкой участников, наличием достаточного высотного опыта, грамотно составленным графиком акклиматизации и хорошей экипировкой.

Тяжелые условия высокогорья (80% пути проходит на высоте от 4500м до 5250м, более десятка перевалов) предъявляют дополнительные требования к высотному опыту участников. Считаем, что желательно наличие у всех участников высотного опыта 4500м и участия в походах продолжительностью более трех недель. Помните, что если возникают проблемы со здоровьем, очень сложно организовать быстрый спуск. Может потребоваться несколько дней, чтобы, даже на машине, спуститься ниже 4000м.

При планировании походов в этом районе участники должны иметь опыт, заимствованный у других видов туризма, главным образом горного. Резкие ухудшения погоды, ураганные ветры, дождевые паводки, камнепады, сходы лавин и селей – реальные природные явления в этом районе. Универсальные знания и опыт – важные факторы, способствующие безопасному прохождению маршрута.

Погода, практически, на протяжении всего похода была солнечной, сухой и морозной. Лишь вдоль индийской границы (Али, долина р.Гар, район Кайласа) мы несколько раз попадали в снежные заряды, туман и низкую облачность. Особенность района – постоянные пронизывающие ветры в сочетании с низкой температурой.

Техника прошла поход весьма успешно. Механик регулярно проверял состояние велосипедов. Серьезных поломок не было. Три раза меняли камеру, несколько раз ремонтировали стойку одного багажника, заклеили седло, поврежденное при перевозке в машине. Выбросили один держатель фляги, сломанный также при перевозке. Резина выдержала достойно. Запасная покрышка не пригодилась, хотя изначально планировали взять даже две запасные покрышки.

Высокогорные пуховые спальники (фирмы BASK, Areal) обеспечили полноценный отдых. Несмотря на постоянно низкие ночные температуры (10°-17° ниже нуля) не возникало необходимости закрывать внутреннюю палатку.

При низких дневных температурах (около 0°) и постоянном пронизывающем ветре хорошо зарекомендовали себя:

· верхняя одежда из мембранных материалов (фирмы BASK, North Face, Lowe Alpine)
· куртка Pumori из Windbloc и брюки Winson из Windbloc ACT (фирма BASK)
· перчатки из Windbloc (фирма BASK).

Удачно прошли поход и велорюкзаки, предоставленные фирмой "Турателье", 630060, г.Новосибирск, ул.Зеленая Горка д.1, оф.120, Рябов Павел Борисович, тел/факс (8-3832)-32-36-52, (8-3832)-33-00-26 www.turatelie.ru, turatelie@ngs.ru

 

 

 

Велоаксессуары и велобагажники предоставлены магазином "Fantastic sport", г.Томск, ул.Фрунзе, 129, Лазукин Сергей Николаевич, тел.(8-3822)-24-38-68

 

 

 

Трекинговые ботинки лучше брать полностью из натуральных материалов (вставки из Кордуры продувались). Без второй обуви можно обойтись.

Для приготовления пищи использовали бензиновую горелку MSR expedition. Данная модель компактна, проста в управлении, надежна. Раза три забивалось сопло, но на прочистку уходило буквально пара минут. Всего было потрачено 4,5л бензина.

Вследствие сухого сезона и низких температур воды во многих реках не было. Поэтому мы везли с собой питьевую воду. По возможности, покупали по пути соки и минеральную воду. Иногда были ночевки без воды.

Некоторые участки не были классифицированы из-за несовершенства методики. К ним можно отнести:

· песчано-галечниковые поля (нет коэффициента дорожного покрытия)
· крутые продолжительные спуски с большой потерей высоты, где приходилось применять весь арсенал навыков владения велосипедом
· небольшие по протяженности чередующиеся спуски и подъемы с набором высоты 200-400м.

Вычисленные баллы на этих участках, на наш взгляд, не соответствовали затраченным физическим усилиям.

********************************************

Сейчас дороги в Тибет официально открыты. Практически, все чекпосты (check-post) сняты. Остались в Мазаре, Дарчене, Барге, по долине р.Цангпо, на плато Дигур Танг. Все чекпосты прошли свободно.

Из расходных материалов туалетная бумага из-за широкого спектра применения пользовалась большим спросом. Докупали постоянно.

В Китае нам не попались пластиковые бутылки большой емкости (1,5-2л). Питьевая вода, соки продается по 0,5 и 0,25л.

Грозные тибетские собаки обычно отдыхают в течение дня, становясь активными вечером и ночью. Отбивались один раз в Шахидулле.

В Китае с местным населением общались "на пальцах", с уйгурами – с помощью общеупотребительных тюркских слов, известных еще по горным походам в Средней Азии. В Непале – на английском.

Не во всех банках в Китае меняют валюту. Поэтому наличие банка в глубинке не гарантирует обмен валюты. Возможен обмен небольшой суммы в магазинах в городах.

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2005.